С одной стороны, сочетание «современное искусство 21 века» можно понимать вне строго определенного, очерченного, устоявшегося содержательного контекста, а просто как всё широкое, многообразное искусство (от академической, классической школы до современных новых форм выражения), которое объединено лишь временной принадлежностью к периоду с середины прошлого века по наш современный день.
Однако чаще всего под этим выражением понимают не всё, а только так называемое передовое, актуальное (contemporary) направление, которое зародилось в чреве модернизма после Второй мировой войны. Оно характеризуется поиском новых изобразительных средств, методов и материалов, сложным переплетения форм, жанров и - в целом - творческих практик, созданием нового языка выражения внутреннего и внешнего мира человека.
Это очень сложное, многовекторное, неоднозначное, но в то же самое время интереснейшее явление.
Сколько словесных копий сломано в спорах о его духовной и интеллектуальной ценности, о его наполненности или пустоте, сколько диаметрально противоположных оценок выставлено! Разнообразные обвинение в безнравственности ("за гранью добра и зла"), выхолащивании души, исключительном рациональном или, напротив, иррациональном подходе, тиражности, рассудочности и конъюнктурном посыле из серии "а что бы еще придумать, чтобы удивить/продать?" сыпятся на авторов со всех сторон. Но их известное "я так вижу мир" продолжает привлекать, удивлять и очень часто эпатировать публику.
Первым музеем современного искусства стал нью-йоркский музей на Манхеттене - Museum of Modern Art (МоМА);
В настоящее время в мире открыто несколько филиалов этого центра, по популярности не уступающих своему знаменитому "родителю", например, музей Гуггенхайма в испанском Бильбао, известный подчас шокирующими инсталляциями и электронными работами;
Музей Tate Modern в Лондоне на берегу Темзы;
Центр Современного искусства королевы Софии в здании бывшего мадридского госпиталя 18 века;
Центр Жоржа Помпиду в Париже;
Музей Питера Людвига в Кельне, который начинался с коллекции работ Пикассо;
Музей Соумайя мексиканского миллиардера Карлоса Слима, где шокирует и вызывает бурные споры не только внутреннее наполнение, но и само здание причудливой формы: как у рыбы, оно покрыто шестиугольными плиточками-чешуйками и не имеет окон.
Среди российских центров можно порекомендовать Московский музей современного искусства (ММОМА), располагающийся в нескольких московских особняках и руководимый известным и неоднозначно прославленным мэтром Зурабом Церетели; музей Эрарта в Петербурге; Московский медиаарт музей, больше специализирующийся на фотографии, но периодически принимающий шикарнейшие гастрольные экспозиции из мировых современных музеев.
Среди новых, но авторитетных центров необходимо вспомнить музейный ангар "Гараж" на территории парка Горького, ставший в последнее время одним из мест притяжения молодых людей, старающихся не отставать от модных тенденций сегодняшнего дня.
В заключении хочется попросить уважаемую публику не оценивать современное искусство с плеча, негативно и очень резко, а попытаться разобраться в этом крайне непростом и многообразном явлении, в настоящее время насчитывающем более полутора сотен только признанных направлений и течений, среди которых, возможно, и у вас получится найти что-то своё.
Все(5) |
---|
1. Лекция Зоркина о современном искусстве от 14.04.2016г. | Все о современном искусстве за полтора часа. Лекция Дмитрия Гутова | РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА В XXI ВЕКЕ - КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ | Современное искусство и его открытия. | Современное искусство-великий мыльный пузырь |
Комментарии на отзыв: