Споры критиков "Евгения Онегина" с новой силой разгорелись во второй половине века XX-го. В поле зрения - образы действующих лиц и концепция пушкинского романа в стихах.
Одной из интереснейших работ на данную тему является книга Г. А.
Гуковского "Пушкин и проблемы реалистического стиля"(1957г.), в которой большая глава посвящена именно "Евгению Онегину".
Гуковский первым показал эволюцию главного героя (до этого образ рассматривался статично). Критик выделил в Онегине 2 начала (природное и социальное) и исследовал их взаимодействие. Онегин добр, бескорыстен и честен от природы, но под влиянием жизни в свете приобретает лень, апатию, становится равнодушным. Следовательно, природное начало в Онегине положительное, а доминирующее социальное порочно.
Но Онегин меняется, и перераспределяется это соотношение. Он проходит через жизненные испытания: дружба с Ленским, встреча с Татьяной, гибель друга, путешествие по России.
В результате, по мнению Гуковского, в Евгении побеждает природное начало.
Идею двух начал в Онегине не разделяли многие пушкинисты, утверждая, что в герое все социально.
Точку зрения Гуковского не принял Б. Бурсов в статье "Лишние слова о лишних людях" (1960г): Онегин - "лишний человек" , и никаких изменений с ним не происходит.
Концептуальный вопрос о том, к чему ведёт писатель своих героев, каков итог их пути, у этих критиков решается по-разному. Гуковский подразумевает, что Онегин идет к декабристам. Бурсов, напротив, утверждает, что пушкинский "лишний человек" сломлен, а писатель показывает трагедию, тупик, в которой оказываются многие представители онегинского поколения. В этом смысле Бурсов призывает к себе в союзники Герцена и Белинского.
Однако у Гуковского были и последователи, которые встали на защиту точки зрения литературоведа. Так, Г. П. Макогоненко в книге "Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (1963 г.) развил теорию Гуковского, но основное внимание уделил образу Татьяны. По мнению историка литературы, если Евгений развивается по восходящей, то Татьяной в начале романа движет природа, а в конце произведения она, полностью владеющая своими чувствами и не верящая в искренность Онегина, представляется носителем социального.
Герои в начале и в финале романа разведены на разные полюса, что является источником трагизма в их взаимоотношениях.
Макогоненко, как и его учитель, считает, что после разрыва с Татьяной Онегина ожидает незаурядное будущее, он должен прийти к декабристам.
Все(1) |
---|
Эстетика романтизма (лекция 12/12), Александр Пустовит. Эпоха романтизма в искусстве |
Комментарии на отзыв: