Человеколюбие, сострадание, великодушие, действенное сочувствие и добросердечие... Однако самое первое определение данного понятия, приходящее в голову сразу и безоговорочно, - это жегловское "Милосердие-поповское слово" из детектива братьев Вайнеров "Эра милосердия", который стал известен благодаря фильму С.
Говорухина "Место встречи изменить нельзя". В одной из ключевых сцен романа МУРовцы ведут застольную дискуссию с добрым старым соседом Михалом Михайлычем. Старик искренне верит в скорое наступление "радостной зари человеческой эпохи" - эры милосердия. А через несколько дней коммунальная квартира просыпается под вопли соседки Шурочки, у которой воры украли все продуктовые карточки, оставив большую и не очень благополучную семью голодать. Жеглов быстро, почти не задумываясь, суёт свои и шараповские карточки бьющейся в истерике женщине, скудные последние запасы отдает и Михал Михалыч.
Кстати, мое восхищение поступком Жеглова несколько пошатнулось тогда, когда я прочитала роман, стараясь абстрагироваться от фильма. Большая часть обаяния Владимира Высоцкого передалась его киногерою, который, несомненно, выглядит персоной сложной, но положительной. Относительно недавно, перечитав книгу, я засомневалась, был ли благородный жегловский жест абсолютно бескорыстным и искренним: что-то похожее на скрытую браваду и самолюбование проскакивает в этой сцене. Сейчас меня гораздо больше трогает скупая слеза Михал Михалыча, протягивающего Шурочке авоську с картошкой и луком.
Старыми, давними, еще детскими воспоминаниями живут во мне бередящие душу сцены из романов великих писателей-гуманистов XIX века, в которых унаследована именно традиционная христианская трактовка понятия милосердия.
Пожалуй, самые сильные впечатления тогда, в детские годы, я испытала над страницами "Отверженных" Виктора Гюго. Сейчас перед глазами встает образ каторжника Жана Вальжана, презираемого всеми, отчаившегося и одеревеневшего душой. Он гоним не только людьми: символом абсолютной отверженности персонажа является сцена, когда он, не найдя ни искры сочувствия у людей, забирается в конуру к собаке. Его изгоняет и животное, а Вальжан теряет последнюю надежду на приют.
После всех испытаний Вальжан оказывается в Дине, где добрая женщина сочувствует ему и показывает на дом епископа Мириэля. Образ епископа Диньского в мировой литературе считается символическим и характеризуется чертами идеального человека, живущего в мире по законам Христа, несущего сострадание и милосердие каждому нуждающемуся, униженному и отверженному.
Епископ дает Вальжану кров, кормит его - а тот в благодарность крадет у Мириэля все столовые приборы. Исповедуя христианские заповеди на деле, служитель Божий прощает преступника. С этого дня начинается духовное возрождение Жана Вальжана: он становится совершенно другим человеком.
"Отверженные" подарили миру еще одного замечательного персонажа, ставшего любимцем читающей публики и тогда, и сейчас. Имя не унывающего в сложных ситуациях, храброго и отзывчивого бездомного паренька Гавроша давно стало нарицательным. Главы романа, посвященные маленькому герою, в настоящее время часто публикуются отдельной книгой - специально для подрастающего поколения.
Как-то Гаврош встречает маленьких детей, потерявшихся в большом и жестоком городе. Он не дает им пропасть, кормит их на последние деньги и ведет в свою ночлежку. Одновременно он помогает бедной девочке, отдав ей свой теплый платок. Жизнь не балует его, но мальчуган преподносит людям простые и искренние уроки милосердия, сострадания и оптимизма.
Как и у Виктора Гюго, тема христианского милосердия проходит сквозь все произведения английского писателя Чарльза Диккенса.
Вспоминаю, как сильно меня пробрал когда-то роман "Лавка древностей". Его героиня Нелл, будто маленький любящий ангелочек, освещает своей жизнью существование окружающих людей. Обладая сильным характером, эта 12-летняя девочка пытается решить все проблемы своей крохотной семьи.
В романе действуют и другие сердобольные герои, проявляющие сострадание к Нелл и ее непутевому деду. Например, владелица паноптикума восковых фигур добродушная толстушка Джарли, которая приютила, накормила и потом дала работу Нелл и старому Тренту. Это и юная девушка Эдвардс - эпизодический, но светлый персонаж. Она поднимает платок плачущей Нелл, несмотря на то, что их окружают другие обитательницы благородного пансиона, презирающие бедность и считающие своим долгом уколоть несчастную Нелл.
Любимым станет для меня сборник рассказов О. Генри, самыми прекрасными из которых почитаю "Дары волхвов" и "Последний лист".
И если в "Дарах волхвов" жесты самопожертвования совершаются героями ради возлюбленных, то в "Последнем листе" мы узнаем о подвиге истинного, безусловного милосердия в самой что ни на есть христианской трактовке.
Доктор дает больной Джонси один шанс на выздоровление из десяти, но только в том случае, когда она сама захочет перебороть болезнь. Осень навевает печальные мысли - и у девушки нет сил бороться. Она загадывает, что умрет тогда, когда с плюща за окном упадет последний листок, чудом держащийся под порывами ветра. У Джонси и Сью есть сосед-художник, старый неудачник и запойный пьяница Берман, мечтающий нарисовать великий шедевр. Узнав о несчастье и загаданной примете, старик ночью под холодным ледяным дождем рисует на стене за окном лист плюща.
Видя, что лист держится, несмотря ни на что, Джонси начинает верить в лучшее и идет на поправку. Угроза миновала, но девушка узнает о смерти художника: он замерз той ночью и тяжело заболел. Уйдя из жизни, он подарил веру в выздоровление своей молодой соседке.
Позже я познакомилась с персонажами наших великих классиков и постигла их уроки человеколюбия и доброты. Это будут хрестоматийные образы Достоевского, воплощающие жертвенную любовь и милосердие к ближнему (Сонечка Мармеладова, Алеша Карамазов, князь Мышкин). Это и образ некрасовской музы, в условиях социального неравенства призывающей к человеколюбию и милосердию независимо от статуса или общественного положения...
Уроками милосердия становятся многочисленные эпизоды в сложных, эпических, масштабных произведениях русской классики. Здесь мы вспоминаем, как пушкинский Петруша Гринев из "Капитанской дочки" отдает свой тулуп бродяге-провожатому, не зная, что это Пугачев, а потом получает от него той же монетой. Это и любимая героиня Толстого Наташа Ростова, выбрасывающая с семейных подвод ценные вещи, чтобы предоставить транспорт раненым.
А ещё очень люблю Куприна с его небольшими трогательными, часто грустными историями о простых и благородных людях, в чьих сердцах в противовес жестокому и порочному миру живут честность и любовь. Вспомним один из самых светлых купринских рассказов "Чудесный доктор".
Этот человек неожиданно появляется в жизни отчаявшегося и думающего о самоубийстве Мерцалова. Из-за болезни тот недавно потерял работу, и семья Мерцаловых голодает, живя в грязном, вонючем подвале. Выхода нет. Но "чудесный" профессор Пирогов помогает нуждающимся, и жизнь вскоре налаживается.
Примеры милосердия, добросердечия мы находим и в советской литературе. Здесь напомню о двух рассказах, входящих в школьные программы по литературе. Это "Юшка" А. Платонова и "Уроки французского" В. Распутина.
Больной, чахоточный помощник кузнеца безропотно терпел издевательства взрослых и детей. Этот странный человек почему-то возбуждал у всех ненависть. Они срывали на нем злость, били и унижали несчастного всепрощающего Юшку, видевшего в каждом человеке хорошее, но "слепое" сердце. Сам герой экономил на необходимом, и только после его смерти горожане узнали, что он всю жизнь помогал девочке-сироте, поместив её в хорошую семью на воспитание, а потом платил за пансион. Девочка выросла, стала врачом и приехала в город искать своего благодетеля. Узнав о его смерти, женщина навсегда остаётся здесь работать и лечить людей.
Учительница Лидия Михайловна из рассказа В. Распутина "Уроки французского" помогает своему ученику, который вдали от дома живет тяжело и голодно. Лидия Михайловна под видом материнской посылки пытается снабдить парня едой, но гордый мальчик обо всем догадывается и посылку возвращает. Тогда женщина начинает играть с ним в "пристенку", подыгрывая и поддаваясь, чтобы отдать мальчику хоть немного денег. За игрой их застает директор школы, и учительнице приходится уехать.
В заключение хочется рассказать еще об одном произведении советского периода, которое не стало широко известным, но тем не менее является прекрасным литературным примером доброты и милосердия. Это повесть Тамары Цинберг "Седьмая симфония". В ней рассказывается о судьбе девочки Кати, которая осталась одна, без близких и знакомых, в голодном и разрушенном блокадном Ленинграде. Случай сводит эту мужественную героиню с крохотным мальчиком Митей, которого бросила мать, не выдержавшая тягот и лишений. Девочка берет мальчика себе и, пройдя через все страшные испытания тех дней, по сути, спасает его от смерти и становится настоящей матерью для своего "Сережи".
Все(5) |
---|
Примеры милосердия в литературе | Подготовка к сочинению на тему: « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание». Видеоурок | Разбор темы в направлении 'Доброта и жестокость' итогового сочинения 2019 | ТЕМА ДНЯ: Как милосердие делает жизнь лучше уже сейчас | Урок литературы в 11 классе Проблема милосердия на войне |
Комментарии на отзыв: