Когда мы говорим о творчестве Некрасова, сразу вспоминаем его гражданскую лирику, яростную, обличающую, непримиримую. Именно за нее поэт удостоился величайшего почитания у демократически настроенных масс. Эта часть творчества Некрасова известна нам больше всего.
Однако Николай Алексеевич не занял бы передового места в русской литературе, не стал бы в один ряд с "нашим всё", если бы у поэта не было произведений, ставших шедеврами любовной лирики XIX века. Это откровенный и честный разговор о сложном чувстве, которое способно не только облагораживать, возвышать и защищать от невзгод, но и ранить, терзать и мучить влюбленных.
Практически все некрасовские стихотворения о любви, так или иначе, связаны с именем Авдотьи Яковлевны Панаевой.
О, как часто здесь и сейчас мы привыкли слышать мантру о падших нравах, свергнутых патриархальных идеалах и бездуховности сегодняшних дней! Мы искренне верим в собственное моральное падение и ставим современникам клеймо разврата и безнравственности. Но нет на свете готовых форм и мало широких прямых дорог. Есть жизнь, сложная и подчас запутанная до безобразия, где в прошлом и в настоящем каждый хочет быть любим и хоть немного счастлив. Об этом думается, когда читаешь стихотворения Некрасова, обращенные к Авдотье Яковлевне, и вспоминаешь их историю.
Они познакомились, когда были еще совсем молоды. Но Авдотья - уже давно несвободна: мамашина тирания заставила ее выпорхнуть из родительского дома в 18 лет. Впрочем, она вышла замуж за добряка и дворянина Ивана Ивановича Панаева, сделав неплохую партию. И ее красота расцвела в собственном литературном салоне, где радушная молодая чаровница покоряла гостей не только притягательной внешностью, но и умением к каждому найти свой подход, умное, ироничное или просто доброе слово. В нее многие влюблялись, и многие ее боготворили. Не минула участь сия и Некрасова, дружившего с Панаевым. Но жена была верная, и любовных страданий окружающих мужчин поначалу предпочитала не замечать.
Время и общее дело сблизило Панаевых и Некрасова еще больше: друзья выкупили загибающийся «Современник», когда-то основанный Пушкиным, и вдохнули в него новую жизнь.
Авдотья Яковлевна была одарена и литературно, поэтому стала не только сотрудником издательства, но и писателем, чьи произведения были впервые опубликованы в журнале под псевдонимом Н. Станицкий. Некрасов переехал под одну крышу с Панаевыми, став одновременно товарищем, творческим партнером и гражданским мужем Авдотьи Яковлевны. А что законный муж? Его эта ситуация вполне устроила. Будучи легкомысленным повесой, красавцем-модником и шалуном, легко влюблявшимся в женщин и так же легко к ним охладевающим, Иван Иванович решил, что так удобно будет всем. Тем более в ту пору получить развод было крайне сложно. Подобный тройственный союз продолжался до самого ухода Панаева, умершего на руках законной супруги от разрыва сердца в 1862 году.
16-летние любовные отношения Некрасова и Панаевой развивались очень непросто, из той самой серии, когда людям невозможно быть врозь, но и вместе они долго существовать не могут. Более-менее спокойные периоды чередовались со скандалами и обоюдными истериками. Николай Алексеевич ревновал женщину к формальному мужу, находил еще кучу других поводов, уезжал, возвещая о разрыве, но, будто притягиваемый магнитом, снова писал стихотворные признания и возвращался к возлюбленной. А потом изменял, даже как-то подцепив от случайной дамы неприятную, дурную болезнь. Авдотья переживала по поводу всего (светские пересуды и неоднозначная репутация только подогревали ее истеричность), жутко скандалила, обвиняя и проклиная эту любовь, но снова и снова прощала и ждала его.
Эти непростые отношения не могли не найти отражения в лирике поэта. Так сформировался «Панаевский цикл», являющийся для читателя своего рода духовно-нравственным дневником Николая Алексеевича.
О количестве стихотворений «Панаевского цикла» исследователи творчества поэта спорят по сей день. Практически всеми литературоведами упоминается 10 поэтических шедевров, некоторые называют и несколько других, хотя произведений, посвященных отношениям со «второй музой» (как называл ее Некрасов), было гораздо больше. Многие из произведений, биографически и эмоционально скрепленные с именем Авдотьи Яковлевны, не были включены в авторский цикл самим поэтом. Какие-то утрачены, став настолько интимным признанием, что вошли лишь в личную переписку и потом были уничтожены самой Панаевой. Так что вопрос списка «Панаевского цикла» до сих пор остается непростым и дискуссионным.
В этой любовной поэзии много нового – того, чего не встретим ни у одного нашего классика: это не возвышенная, романтическая исповедь любящего и страстного сердца, а рассказ-откровение о мятежной, тяжелой любви, преодолевающей дрязги и прозу ежедневной жизни, - такой, какой она случается у обычных людей.
Лишь только в первом стихотворении цикла «Ты всегда хороша несравненно» 1846 года, относящемся к «букетно-конфетному» периоду взаимоотношений, женский образ нарисован традиционно и узнаваемо. Здесь она несравненно-прекрасна и становится счастливым символом лирического героя, находящего в любви защиту и отдохновение.
В других стихотворениях мы уже не увидим этого гармонизирующего начала. А неоднозначное, сложное, драматичное положение возлюбленных отразится в каждой некрасовской строчке.
При этом обратим внимание на то, что Некрасов видит в женщине равного себе человека, он понимает: крест этой непростой любви несут оба, оба мучают друг друга и оба страдают. Николай Алексеевич сам определил характер таких отношений как «прозу в любви» и запечатлел это в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди» 1851 года.
Но большая часть стихотворных строчек цикла посвящена именно женщине, ее характеру и эмоциям - противоречивым и очень разным. Она то спокойна, то возбуждена огнём «действительной» любви - то холодна, насмешлива или мучительно жестока. Здесь антитеза помогает читателю ощутить весь диапазон чувств героев – от гнева до нежности, от тоски до легких сладостных счастливых мгновений.
Начало большинства стихотворений – будто продолжение диалога, спора с любимой или внутреннего разговора со своим «я». И чаще всего в конце стихотворения стоит многоточие (даже когда предрекается разрыв) – как символ незаконченных отношений и ожидания развития этой сладостной муки.
Необходимо упомянуть о сходстве некрасовского «панаевского цикла» с «денисьевским циклом» Ф. Тютчева. Их объединяет не только похожая биографическая основа – неоднозначная, осуждаемая светом связь, но и тема внутренней противоречивости любовных чувств, подчас «убийственных» и ведущих к трагедии (этот мотив наиболее ярко звучит в тютчевском “О! Как убийственно мы любим…»). Вместе с тем циклы поэтов отличаются как строем поэтической речи, так и степенью романтизации любви (у Некрасова «проза в любви» - земное проявление; у Тютчева это более возвышенное, красивое чувство к возлюбленной, которая во многом чище и лучше лирического героя).
Все(5) |
---|
Панаевский цикл | Лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (частное мнение) | Лекция №65 | Панаева и Некрасов.wmv | Николай Алексеевич Некрасов «Я не люблю иронии твоей» | Метод Дельфи - Свобода (Н.А. Некрасов) |
Комментарии на отзыв: