Сам автор называл данное произведение сказом. Действительно, оно в полной мере соответствует канонам заявленного жанра:
рассказчик придерживается реалистичного стиля повествования;
лаконичность и емкость;
среди героев есть как исторические личности, так и вымышленные;
художественные приемы, применяемые для передачи хода действия и описания персонажей очень разнообразны: от драматической гиперболы до явной сатиры;
ориентация на взрослую аудиторию, принадлежащую к специфической этнической, или профессиональной (чаще всего) группе.
Лескову работа удалась настолько хорошо, что после публикации в 1881 г. он был вынужден запретить издателям снова ее печатать.
Публика сочла "Левшу" легендой, записанной со слов какого-то провинциального сказителя, и не желала верить, что это фантазия одного конкретного русского таланта.
Действие происходит в начале XIX в. немедленно после войны с Бонапартом. Самодержец Всероссийский путешествует по Европе. В Лондоне ему дарят диковинку - стальную заводную блоху.
После смерти доброго Александра I на престол возведен Николай I. Он начинает наводить во дворце свои порядки и находит английский сувенир. Царь демонстрирует образчик зарубежной инженерии своим приближенным, утверждая, что в нашем Отечестве таких мастеров нет. Казачий атаман герой 1812 г. Матвей Платов перечит государю и берется отыскать местного самородка.
Старый вояка везет железное насекомое в Тулу и сдает местному оружейнику. Тот утверждает, что способен удивить мир и вскоре представляет механического паразита с подковами на всех четырех лапках.
Двор в восхищении! Теперь нужно шокировать своими возможностями Запад, потому Левшу направляют на Туманный Альбион. Там паренек узнает много нового, не стесняется и своим искусством похвалиться. Его приглашают на хорошую должность в местные мастерские, но тоска по Родине оказывается сильнее финансового соблазна.
По пути домой наш герой сильно напивается в компании мореходов от чего заболевает. В Санкт-Петербурге, сняв с корабля нетрезвого голодранца, принимают решение направить его в Обухвинскую больницу, где русский Леонарда умирает, умоляя передать генералитету, что чистить ружья кирпичом вредно.
Изначально рассказ входил в сборник "Праведники". Николай Семенович обладал нестандартным взглядом на христианскую философию и любил описывать тех, кого в народе кличут чудаками и блаженными, как проповедников великой истины. В его творчестве непременно присутствует глубокое уважение к личности, которая не стесняется быть правдивой и независимой, и насмешка над невежеством, угнетающим таких вольнодумцев.
История насыщена меткими саркастическими оборотами. Рассказчик не щадит ни высоких чинов, ни простой люд. Даже заслуживший доброе слово мастеровой подвергается суровой критике за дурные привычки и неумение проводить свободное время с пользой. Присмотревшись к коллекции характеров и нравов, можно угадать, что вызов брошен не отдельным злокозненным индивидам, а общественному устройству.
Трагическая судьба и кончина умельца на совести социума. Представители власти рассматривают прогресс исключительно как фабрику по производству новых развлечений. Как только "праздник состоялся", о всех новинках и достижениях можно благополучно забыть. Они не умеют выстраивать перспективу для государства. Их беспечность передается народу. Свои силы он тратит или на ублажение заскучавших высоких чинов, или на поиск некого "великого дела", взяться за которое никто не осмелится.
Сказ был написан в конце XIX в. на сломе эпох. Российская империя переходила от феодализма к капиталистическому устройству. В больших городах появлялись предприятия, куда тянулись лучшие ремесленники. Хозяева производств желали немедленной прибыли и не доверяли рационализаторам из народа. Кроме того они стремились сократить расходы на оплату труда.
Лесков посвятил свое произведение проблемам современного ему мира. Он прославил рабочего человека и предъявил к нему и политическому строю высокие требования. Завещание умирающего мастера напоминает о просчетах, сделанных верховным штабом во время Крымской войны - несовершенство вооружения тогда сыграло злую шутку с защитниками Севастополя.
С той поры прошло больше столетия, но актуальности поучительная история не утратила. Работодатели, как в частном, так и в госсекторе, не стремятся реализовывать масштабные проекты, не замечают гениальных тружеников, используют их навыки и живой ум без пользы для державы. Любовь элиты к шоу порочна. Патриотизм же простого населения и его лучших представителей при отсутствии какой-либо поддержки со стороны правительства превращается в некую блажь.
Все(1) |
---|
Отзыв левша лесков |
Комментарии на отзыв: