Жанр: роман.
Знаковый во всех смыслах роман, главный герой которого, Евгений Базаров, не преклонен к авторитетам, отличается своей беспринципностью, ищущий выгоду, стал субъектом подражания для молодежи тех лет.
Ярый нигилист, отрицающий общепринятые моральные и духовные ценности, политические взгляды и не берущий на веру никакие духовные ценности. Таким и являлся Евгений Базаров, имеющих и свое видение природы, трактовавшие ее по своему.
Базаров - материалист, не восхищающийся красотами природы. Во всем ищет пользу для человека., выступает сторонником народа.
Все события в романе "Отцы и дети" переплетаются и пересекаются с Базаровым, поскольку герой занимает ключевую позицию в Тургеневском произведении.
В романе наш герой противопоставлен аристократии, трудяга и демократ, далекий от этикета и аристократических замашек, умный и образованный, но такой нетипичный для того времени. И потому одинокий, ведь единомышленников среди его окружения он не сыскал...
Ненавидящий рабство и барство, в диалогах с другими людьми раскрывается его сущность и глубокий склад ума. Независимый и гордый. На его жизненном пути встречаются испытания, через которые ему приходится справляться, сначала любовь, затем смерть... Даже в самой последней сцене, когда близится смерть, он бесстрашен и верен себе и своим принципам. Хотя ранее, когда его настигло настоящее чувство, он отходит от нигилизма на какое то время. Отдавшись чувствам, уйдя в них с головой (Одинцова женщина гордая и смелая), он показан как чувственный и романтичный, но на пороге смерти вновь возвращает свое Я и непоколебим в своих убеждениях и стремлениях.
"Природа не храм...".
Именно этой фразой характеризует Базаров природу, говоря о том, что природа дана человеку, чтобы творить, чтобы пользоваться ею как мастерской, изучая, извлекая пользу для дела, для работы. Он ею не любуется, не восхищается, как остальные, а видит в ней только мастерскую, вот его цитата:
" Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник".
Этим все сказано и Базаров уверен, что природа дана, чтобы ее преобразовывать и изменять! Поскольку сам Базаров - выходец из народа, он и считает народ - основой и главной фигурой во всем. Поразмыслив над его убеждениями можно найти в его принципах и отношении к природе смысл и даже логику. Ведь человеку природа действительно дана, чтобы жить и существовать, а значит, он должен уметь ее преобразовывать, чтобы существовать...
Считал, что толковать о высшем искусстве, это кощунственно по отношению к русскому мужику, который живет в нищете и ничего не имеет.
То же самое и о природе. Природа - не красота, а поле для работы.
Потому нищий человек, думающий только о куске хлеба, ничего не понимает в искусстве, и это, он считает, нормальное явление.
Потому то Базаров далек от таких идеалов, которыми восторгаются другие. Ему ближе народ, освобождение от рабства. Напомним, что роман Тургенева "Отцы и дети" рассказывает действия 1859 года, то есть за два года до Крестьянской реформы 1861 года (отмена Крепостного права).
Эти взгляды меняются, когда Базаров повстречал ее, Анну Одинцову... Ведь дальше раскрывается любовная история, и то, как человек и его принципы меняются на противоположные, и виною тому, то самое чувство, любовь. Будучи нигилистом во всем, не признающий, а наоборот, отрицающий всяческие стандарты во всех сферах человеческой жизни, он сам того не понимает, как он изменился.
Но надолго ли его хватит?
Потом расскажем, но не об этом сейчас поговорим... А о том, каким он стал с Одинцовой.
Стоило Базарову пообщаться с Одинцовой, как он понимает, что влюбился. А дальше начались сомнения насчет своего нигилизма, принципы поставлены под вопросом... Анна Одинцова - женщина умная, она делает так, чтобы Базаров признался ей в любви первым. А юноша, разрываясь в сомнениях, конечно ее любит, и ненавидит себя за то, что он не нигилист теперь, ведь ранее он все отрицал, и даже то самое чувство тоже, которое сейчас в нем разразилось как гром и не утихает.
Если Базаров признается ей в любви, то будет означать ничтожество его личности...
Становясь безвольным, он не в силах "противостоять" такому сильному чувству. Но одновременно с тем, что он признается в любви Одинцовой, разочаровывается в себе. Однако далее наступает еще одно потрясение и разочарование, ведь Анна не отвечает ему взаимностью и они остаются лишь друзьями.
Мы знаем теперь его душу, его внутренний мир и принципы жизни, а также непростые испытания, которые его ждали в жизни. Но как он выглядел? Внешние характеристики были такими:
Высокого роста, в длинном балахоне; Славное длинное и худое лицо с бакенбардами; Широкий лоб, заостренный нос; Большие зеленые глаза. А еще замечено, что у Базарова был дерзкий грубый голос, и говорил он неохотно и отрывисто.
Он не был дворянином, поскольку имел простое происхождение, его дед пахал землю, мать была потомственной дворянкой, отец - лекарь, непотомственный дворянин. Про него еще говорили, что он все знает, ведь род занятий Базарова - естественные науки. Относится ко всему с критикой, никакие стандарты не признает. Однако, как только он повстречал ее, Анну Одинцову, он понял, что что-то поменялось в его душе и в восприятии действительности. И хотя ранее он не признавал такого чувства, как любовь, говоря о том, что его не существует, что это все надуманное, он стал противоречить сам себе. И в итоге, ничем хорошим эта любовная лирика не закончилась!
Ведь будучи в отношениях с Одинцовой, хотя отношениями тоже сложно назвать их общение, он не то, что себе, он окружающим не в силах был признаться в том, что творится внутри его.
Природа для главного героя не представляет ничего таинственного, чарующего и манящего, тогда как остальные к природе относились как к творению, к идеалу, с восхищением наблюдали за всем, что происходит в мире и в природе, и в искусстве. Базаров не был таковым. Ведь даже когда принялась отцовская роща, он в этом видит выгоду, поскольку приносить роща будет теперь пользу. Рассуждает о природе по хозяйски.
Непростая судьба Базарова, с его нигилистскими принципами, в один миг превращает его в романтика и ставит под сомнение все принципы, которыми он жил столько лет... Далее его ждет еще одна трагедия, инфекция, от которой он умирает еще таким молодым.
Для Аркадия, природа храм, а не пустяк, как для Базарова. Базаров, найдя свое счастье в Анне Одинцовой, сначала долго сомневался, стоит ли предавать свою веру ради любви. Но, решившись на такой смелый шаг признания в любви, что противоречит его принципам, остался ни с чем. Ведь Одинцова, женщина мудрая и умная, не ответила ему взаимностью. Потому Базаров вернулся к своему первоначальному мышлению, но, быстро закончилась его жизненная история. Смерть от неизлечимой болезни, всеуничтожающей инфекции, забрала с собой этого молодого человека.
Таким выглядел Евгений Рассказов, который с отличительной от аристократического склада ума особенностью относился и к природе, и к искусству...
Далее: Москва слезам поверит. Сложные люди.
Все(5) |
---|
Москва слезам поверит. Сложные люди. Подозрительные и мнительные типы | Роман " Отцы и дети" И.С. Тургенева в таблицах | Психологические проблемы гомосексуалов | Ницше - атеист или нигилист (Ежи Сармат) | James Kunstler: How bad architecture wrecked cities |
Комментарии на отзыв:
Базаров, будучи материалистом, не придает природе особого значения. Он считает, что она дана человеку для того, чтобы он мог извлечь из нее пользу и использовать ее в своих делах. В цитате "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник" он ясно выражает свое отношение к природе. Он считает, что человек должен преобразовывать и изменять природу, чтобы существовать.
Базаров также относится к природе как к полю для работы и творчества. Он не придает особого значения высшему искусству и считает, что это не имеет смысла для простого народа, который борется за выживание. Он считает, что нищий человек, думающий только о выживании, не может понять искусство и красоту природы. Его интересует освобождение народа от рабства и борьба за лучшую жизнь, а не эстетические удовольствия.
Однако, в романе происходит изменение в отношении Базарова к природе после его встречи с Анной Одинцовой. Он влюбляется в нее и чувственность пробуждает в нем новые эмоции и переживания. В этот момент он временно отходит от своих нигилистических принципов и начинает видеть красоту природы и восхищаться ею. Однако, даже при этом, на пороге смерти, Базаров возвращается к своим убеждениям и принципам.
Отношение Базарова к природе в романе "Отцы и дети" отражает его нигилистический взгляд на мир. Он видит природу как поле для работы и использования, а не как объект восхищения и красоты. Его отношение меняется лишь временно под влиянием чувств и эмоций, но в конечном итоге он остается верен своим принципам и стремлениям.