Мощный, противоречивый образ Емельяна Пугачева, возглавившего протестные выступления народных масс во времена Екатерины Великой, будто магнитом притягивал внимание многих отечественных исследователей на разных поворотах нашей истории.
Одной из первых глубоких работ на эту тему является труд А. С.
Пушкина. И это не «Капитанская дочка», как часто принято называть. Мы говорим об «Истории Пугачева» (второе название - «Истории Пугачевского бунта» в редакции Николая I), завершенной в 1833-м и опубликованной в 1834-м году. Здесь следует подчеркнуть, что для писателя в первую очередь это было историческое исследование, серьезное, основанное на внимательном, подробном изучении документальных архивов восстания (кстати, по высочайшему императорскому дозволению), на личных беседах с его последними свидетелями при посещении мест, связанных с Пугачевым в частности и пугачевским бунтом в целом.
Но Пушкин не был бы великим, если бы он остановился и удовлетворился изданием труда, где автор выступает в большей мере не как писатель, а как кропотливый историк, старавшийся дать объективную информацию об описываемом событии.
Именно масштабное художественное произведение не могло не появиться из-под его пера, и в течение трех лет (1833-1836) Александр Сергеевич работает над созданием исторического романа «Капитанская дочка».
Итак, в настоящий момент мы говорим о жанре этого пушкинского произведения как об историческом романе (ранее определялся как повесть), где через художественные образы и занимательный сюжет ведется серьезное осмысление и анализ изображаемых событий с их философскими, моральными и нравственными доминантами. Здесь все события исторически обусловлены и имеют свою предысторию и объяснение.
Почти через столетие после Пушкина фигурой Емельяна Пугачева заинтересуется Сергей Есенин.
Но, несмотря на серьезное изучение реальной исторической основы, поэт выступает в своем «Пугачеве» как автор драматической романтической поэмы. В ней он заботится о точном воссоздании деталей события и описании реальных персонажей в самую последнюю очередь. Наиболее важное для Есенина – показать отношение к простому русскому крестьянину, с такой трагической судьбой и особой, свойственной только ему психологией.
Восстание – это фон, где и сам Пугачев, и окружающие люди призваны воплотить авторские раздумья о состоянии крестьянства, его скрытой силе и чаяньях - при стремлении к воле и свободе, но при тяжелом многовековом угнетении, когда даже крупнейшее выступление, возглавляемое мощной, неординарной личностью, обречено на предательство и поражение. Но у Есенина меньше анализа исторических закономерностей и связей, а фигуры и события интересны с точки зрения авторского взгляда и его субъективной оценки.
При определении отличий в подходе к личности Емельяна Пугачева необходимо задуматься над названиями произведений Пушкина и Есенина.
Поэма названа именем народного предводителя - «Пугачев», следовательно, этот образ является ключевым, главным в произведении.
Безусловно, мы можем говорить о большом количестве страниц, посвященных народному предводителю, и в «Капитанской дочке», но здесь Пугачев является ОДНИМ ИЗ центральных персонажей, при помощи которых Пушкин формирует отношение к описываемым событиям.
И у Пушкина, и у Есенина Пугачев изображен как неординарная, сильная и трагическая личность, не лишенная обаяния, душевности и даже определенной притягательности.
Но для Есенина данный персонаж выписан в романтическом ключе – это образ положительный, героический, смелый, способный на обдуманные решительные действия, идущий на них ради народа против тех, кто его «грабит и мучит».
Здесь необходимо отметить, что Пушкин и Есенин совершенно по-разному относились к изображаемому событию. У Есенина восстание народа – это справедливое возмездие, когда бунт вызван и абсолютно оправдан тем страшным состоянием, в котором находится крестьянство и Родина (стонущая «от цепких лапищ»). Как считает поэт, появление сильной личности, способной повести за собой народные массы (она «первой бросит камень») – это историческая необходимость. Такой личностью и стал Пугачев, искренне мечтающий о достойной жизни тружеников романтик и вечный правдоискатель, любящий Россию и ее природу.
У А. С. Пушкина личность народного бунтаря раскрывается по-другому, и это происходит потому, что писатель считает восстание проявлением насилия и жестокости - вспомним пушкинское «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Так, Пугачев у него – это личность масштабная, яркая и противоречивая, обладающая многими положительными национальными качествами, но способная одновременно и на добро, великодушие (что проявилось в отношении к Гриневу), и на жестокость (ставшая символом разорения, произвола и убийства), поэтому все-таки преступная. Он не герой, как у Есенина, а авантюрист, желающий власти, известности и преклонения.
Не зря же пушкинский Пугачев упоминает о славе Григории Отрепьеве и с легкостью присваивает имя Петра III, тогда как для героя есенинской поэмы носить это имя необходимо для великого дела, но крайне тяжело морально.
При этом и у Пушкина, и у Есенина Пугачев – трагический образ.
В «Капитанской дочке» - рискующий, мятежный, осознанно идущий преступной дорогой до погибельного конца, потому и сравнивает свою судьбу с короткой, но яркой жизнью орла, питающегося живой кровью.
Кстати, здесь интересным будет проанализировать не только калмыцкую легенду об орле и вороне-падальщике, которую вдохновенно рассказывает пушкинский Пугачев, но и сцену первой встречи героев, заблудившихся в буранной круговерти. То ли человек, то ли волк видится путникам в степи, и этот грозное очертание будто накладывается на такой же сильный, «хищный» образ орла.
А в «Пугачеве» герой – трагический романтический идеалист, не верящий в поражение в своей справедливой войне и в предательство товарищей, и идущий до конца уже по этой высокой причине.
И у Есенина мы тоже видим сравнение человека со зверем, но оно более мягкое, окрашенное поэтическими нотками и теплым добрым упоминанием о медведице и маленьком медвежонке.
При этом речь есенинского героя красива и необычна, она полна олицетворений, эпитетов и сравнений, что соответствует представлениям поэта о подлинно народной сущности персонажа.
Речевая «изюминка» имеется и в разговорах Пугачева в «Капитанской дочке» - она в иносказательных присказках-намеках, поговорках, легендах, эзоповых языке и образах, которые самозванец и авантюрист Пугачев вынужден использовать при общении с окружающими.
Таким образом, образ Емельяна Пугачева раскрывается Пушкиным и Есениным по-разному. Это определяется масштабом творческого замысла и жанровым своеобразием произведений (исторический роман – драматическая романтическая поэма), отношением авторов к изображаемому восстанию (как к бунту и преступлению – как к справедливому народному возмездию).
Но одновременно оба образа трагичны, масштабны, вызывают симпатию и сочувствие и, конечно же, не лишены положительных характеристик, хотя пушкинский персонаж оценивается как более сложная, противоречивая и неоднозначная личность.
Все(3) |
---|
Что общего у Гринева и Швабрина Сравнительная характеристика | Разведопрос: Егор Яковлев про мифы о Ленине | Дуэль_Швабрин_Гринев |
Комментарии на отзыв: