Кто такие салафиты, сунниты, шииты, алавиты и ваххабиты? Разница между суннитами и салафитами

- Различия между основными исламскими течениями
Кто такие салафиты, сунниты, шииты, алавиты и ваххабиты? Разница между суннитами и салафитами отзывы

Ислам - одна из самых молодых мировых религий, сосредоточенная главным образом на Ближнем Востоке, а также на севере Африки. Однако мусульманская диаспора присутствует как в Российской Федерации, так и на территориях других стран СНГ. А благодаря современным СМИ и технологиям события даже из самых отдаленных мест пробираются в нашу жизнь.

Давайте же разберемся, каков исламский мир и как он устроен.

История деления на шиизм и суннизмОтдельные секты в Исламе

Две основных ветви Ислама, которые образовались сразу же после смерти пророка Мухаммада - это шииты и сунниты.

Шииты захотели, чтобы первым халифом стал родственник посланника, его племянник Али. Сунниты же хотели выполнить завещание своего увещевателя, выдвинув в халифы близкого друга Мухаммада - Абу Бакра Ас-Сиддик. На этой почве возник конфликт, была битва, в которой приверженцы Али проиграли. После этого они окончательно откололись, а своих оппонентов стали считать врагами. По этой же причине шииты не принимают большую часть хадисов - изложенных изречений слов Мухаммада или его действий, поскольку их передавали в основном сторонники Абу Бакра. Позже шииты разделились между собой на отдельные секты, как Джаафариты, Исмаилиты, Алавиты, Зейдиты и др. Однако всех их объединяет одно - принцип приверженности своим руководителям-имамам. Он называется вилаят. Суть этого принципа в том, что имамы считаются святыми угодниками, поэтому им следует безусловно следовать.

В отличие от шиитов, у суннитов на первом месте после Корана идут хадисы - священная сунна, отчего они и получили свое название. Из хадисов берутся все основные правила касательно поклонения, этикета, взаимоотношений с другими людьми и окружающей средой. А на третьем месте уже идут имамы и мусульманские ученые.

В настоящее время шииты в основном проживают на территории Ирана, Ирака, Бахрейна, Азербайджана, а также в других странах, являясь при этом религиозным меньшинством.

Алавизм (нусейризм)

Деление суннизма

Это ответвление шиизма-имамизма, которое некоторые уляма (исламские ученые) относят к отдельному течению. Основы алавитов - признание Али господом, воссевшим на облаке. При этом Мухаммад бин Нусейр, который считается основоположником алавизма, распространял учение, что после смерти души переселяются в тела других людей.

В остальных вопросах нусейриты поддерживают шиитов насчет первенства Али, а также принимают всех двенадцать шиитских имамов.

У алавитов практически полное отсутствие у них религиозной литературы как таковой. Передают они свои знания о религии от старшего поколения младшему: когда мальчику становится 15 или 16 лет, его отправляют к местным шейхам, чтобы обучать его алавизму. Таким образом эта община старается уберечь свои секреты от неалавитов.

Основное местоположение алавитов - Сирия, однако есть их группы в Ираке, Ливане. Самый известный сегодня алавит - президент Сирии Башар Асад, а также Заки Арсузи - основатель партии Баас. Что же касается Турции, то там также присутствует группировка алавитов (алевитов), однако у них отдельная религия - алахия, смешавшая между собой суфизм, шиизм и шаманизм.

Деление суннизма

Алавизм (нусейризм)

Не смотря на то, что основы у суннитов одни - Коран и хадисы, их понимание и действие по ним отличается.

Делится исламское вероучение на два раздела: вероубеждения (акида) и раздел поклонения (фикх). Различия в фикхе были еще при жизни посланника Аллаха, поэтому они все приемлемы и не служат камнем преткновения. Основные школы (мазхабы), которые образовались в ранний исламский период: ханбалитский, шафиитский, маликитский и ханафитский.

Ханафитский мазхаб основал имам абу Ханифа, который родился в Куфе, а умер в Багдаде. Сегодня этот мазхаб наиболее распространен среди мусульман стран СНГ, Пакистана, а также в Китае, Индии и Турции.

Шафиитский мазхаб образовался на базе трудов имама аш-Шафии, который родился в Газе, Палестине, а умер в египетском городе Фустат. Больше всего распространен сегодня на территории Леванта (Иордания, Палестина, Ливан, сунниты Сирии), Йемен, Индонезия и восточная часть Африки.

Маликитский мазхаб назван в честь имама Малика, который родился и умер в Медине. Распространен в основном по всей мусульманской Африке.

Ханбалитский мазхаб основан имамом Ахмадом бин Ханбаль. Родился и умер он в Багдаде. Этому мазхабу следуют в основном в Саудовской Аравии, а также в Омане и Объединенных Арабских Эмиратах.

Еще раз напоминаю, что эти школы различаются в основе по личностным вопросам и тонкостям поклонения. Основы у всех остаются такими же.

Однако еще при первых халифах стало зарождаться такое ответвление, как суфизм. Поначалу это были аскеты, которые не хотели принимать блага этого мира, предпочитая им заботу о загробной жизни.

Постепенно они стали по-своему трактовать основы Ислама, добавляя в них некую загадочность. Позже развитию суфизма и его ветвей способствовало строгое соблюдение тариката, то есть следование определенному пути, который указывает духовный наставник (мюрид).

В целом суфии исследовали суть человекв, его душу, не забывая о поклоненях. Однако мистицизм отдалил их от фундаментальных основ Ислама.

Противоположностью суфизма стали так называемые «вахаббиты» - фундаментальное исламское течение, направленное на восстановление первородного Ислама, отсекая любые несоответствия в основах и ответвлениях. Основоположником стал Мухаммад ибн абдуль-Ваххаб, который родился и умер в Саудовской Аравии. Он следовал ханбалитскому мазхабу и более того, придерживался основ вероубеждений праведных предшественников - саляфов. Так что Мухаммад абдуль-Ваххаб

Основная его борьба была направлена на искоренение многобожия, включая обожествление святых (авлия) и просьб у них, разрушение идолов и мест зияратов, то есть путешествий к святым местам, наподобие мавзолеев, гробниц и усыпальниц. Также ибн абдуль-Ваххаб боролся за понимание акиды в буквальном смысле, как это пришло в Коране и Сунне. Борьба эта была как духовная, так и физическая, то есть по сути это был настоящий джихад.

То есть Мухаммад ибн абдуль-Ваххаб был одним из последователей салафизма - ортодоксального Ислама, не приемлющего в вопросах убеждения и поклонения абсолютно никаких новшеств. Однако в бытовых вопросах им дозволено пользоваться всеми благами цивилизации, в противовес некоторым крайним аскетам из числа суфиев.

Если сопоставить суфиев и саляфитов, то первые следуют мистицизму, напоминая в этом плане как шиитов, так и христиан, в то время как вторые требуют скрупулезных и буквальных убеждений, не допуская отклонений и углублений в неведомое.

Суфии проповедуют веру в праведников и их способность заступаться за живых, в то время как саляфиты отрицают и запрещают любое обращение к отсутствующему и веру в его помощь.

И главный камень преткновения: суфии отрицают любые антропоморфические свойства Аллаха, трактуя аяты Корана иносказательно, в то время как салафиты трактуют подобные аяты дословно, не считая при этом атрибуты схожими с человеческими.

Отдельные секты в Исламе

К таким можно отнести относительно новое течение - Коранизм. В отличие от суннитов, кораниты полностью отвергают хадисы, как и ученых суннитов. Их учения строятся чисто на аятах Корана и личным их пониманием.

Другим течением можно выделить ахмадия. Оно возникло на территории бывшей Индии, нынешнего Пакистана в конце 19 века. Основной постулат ахмадитов - Мирза Гулам Ахмад у них является новым пророком, упорядочившим и обновившим Ислам, подобно тому, как Иисус обновил иудаизм, сделав его мирной религией.

Ну и напоследок - схема, описывающая основные различия в течениях:

 История деления на шиизм и суннизм


Видео обзор

Все(5)
Суннитские ученые о Мухаммаде Ибн Абд аль-Ваххабе. Ваххабизм №15Преступления шиитов (Часть 3)Отношение Путина к шиитам и суннитамВ чем разница между СУННИТАМИ и ШИИТАМИ







Комментарии на отзыв:

Добавить комментарий

Обязательно
Обязательно
Обязательно