Подобно Данте, Гоголь хотел провести читателей через адские круги национальной действительности, показать нам чистилище и дать надежду у райского источника светлого завтра.
Но Рая не случилось, Чистилище было сожжено, остался Ад с его «Мертвыми душами» и извечными российскими «куда несешься?», «что делать?» и «кто виноват?». Казалось, само провидение сохранило Гоголя великим критиком, сатириком и обличителем, а не певцом человеческого возрождения и «чистым» художником его духовной красоты.
До сих пор мы поражаемся сходству гоголевских типов с персонажами современной жизни - и не перестаем мечтать о светлом будущем в отдельно взятой родной земле…
Так и с его помещиками из бессмертных «Мертвых душ»: и плюшкиных мы встречаем, и коробочек; ноздревых – пруд пруди, ну а собакевичи… вспомните - как же без них!
С Собакевичем мы обстоятельно и подробно знакомимся в 5 главе поэмы, хотя впервые видим его в начале произведения в сцене на приеме у губернатора. Учитывая принцип «чем дальше – тем страшнее» - по степени духовного омертвления, Гоголь относит Собакевича на четвертую ступень (или круг) «деградационного» ада после Манилова, Коробочки и Ноздрева. За ним будет только «прореха на человечестве» Плюшкин.
Описывая внешность Собакевича, Гоголь наделяет его некоторыми фольклорными элементами. Во-первых, Собакевич определенно похож на мужика из народных сказок – при таком-то его исполинском телосложении, неторопливости и основательности во всём. Абсолютное физическое здоровье довершает сходство с богатырями.
Во-вторых, сатирик постоянно сравнивает своего героя с бурым медведем: фигура, «горячий» калено-медный цвет лица и такой же тон одежды, косолапость стоп, которые так и норовят что-то придавить, неповоротливость и даже имя (Михайло Семенович) – всё заставляет читателей вспомнить образ нашего «национального» зверя. В довершение всего, Николай Васильевич детально рисует грубо, будто топором скроенное, без изысков и тонких черт, лицо Собакевича. Но, увы, нет в этих строчках той доброй, светлой самоиронии, к которой мы привыкли при упоминании о типаже русского человека или о его зверином «собрате». Читатель рассматривает Собакевича будто под сатирическим прожектором писателя, где гипербола, художественная деталь и точная «звериная» характеристика дают возможность увидеть и оценить очередного антигероя русской действительности.
Под стать персонажу оказывается и всё, что его окружает.
Нелепыми и странными, но основательными и масштабными кажутся детали его дома, от которого Собакевич, вопреки задумкам архитектора, хотел не красоты и симметрии, а удобства и прочности. Три колонны вместо четырех, отсутствие резных декоративных «затей», прочно подогнанные дубовые бревна построек, внушительный забор – все эти «говорящие» детали как нельзя точно раскрывают сущность самого Собакевича.
Но еще на одну деталь характеристики помещика мы обратим особое внимание: вместо нескольких больших окон на одной из сторон (чтобы смотреть на белый свет) хозяин проделывает одно маленькое окно (скорее всего, чтобы свет проникал в темный чулан – чисто практическая функция). Эту деталь можно считать символом его необразованности, ограниченности, ненависти к окружающему миру вообще и к просвещению – в частности.
Основательность, прочность и неуклюжесть мы также видим в предметах домашнего интерьера у Собакевича («и я тоже Собакевич» - будто слышится от каждого стула или стола).
Особое внимание Гоголь акцентирует на картинах, которыми украшена гостиная: изображенные во весь рост греческие исполины и полководцы обладают ляжками чудовищных размеров. Еще одна небольшая деталь – портрет щупленького Багратиона с орлиным носом среди тел с огромными ногами – говорит, ко всему прочему, о совершенном отсутствии у Собакевича вкуса и чувства меры.
Сатирическое описание интерьера довершается изображением клетки с дроздом, который, как и всё вокруг, был похож на своего хозяина.
Интересно, что видавший многое и многих Чичиков, оказавшись у Собакевича, некоторое время никак не может начать с ним разговор: как и о чем говорить, Чичиков не понимает, а хозяин в силу своей ограниченности, необразованности и скудности интересов даже не пытается предложить общую тему.
Наконец тема находится – и мы понимаем истинное значение говорящей фамилии гоголевского персонажа, наделенного еще одним «звериным» компонентом не только в силу формального сходства с животным. Нащупав тему разговора, гость еще не подозревает, насколько сильно ненавидит людей Собакевич, как совершенно по-собачьи он обругивает общих знакомых. Чичиков с удивлением отмечает, что все без исключения чиновники в устах хозяина отпетые мошенники, разбойники, христопродавцы, обманщики или просто дураки да свиньи. Здесь как ни вспомнить народное, просторечное «брехать как собака». Собакевич «брешет» в нескольких смыслах: и обругивает знакомых, и врет, клевеща, наговаривая на них.
Другая знАковая тема беседы находится, когда гостя приглашают за стол. Какие яства подаются да в каких объемах! А Собакевич, уже более пространно формулируя мысли, ругает чужих поваров и кухню, иностранные диеты и – до кучи - просвещение в целом, с позиции патриота русского обжорства рассуждая об особенностях нашего национального характера. Тут проявляется еще одна сторона деградации, нравственного падения персонажа, ведь во всех христианских практиках чревоугодие – это смертный грех.
Но Собакевич особо оживляется и становится крайне словоохотлив, когда речь заходит о продаже мертвых душ. Возможность наживы он чувствует сразу, без дополнительных намеков и пояснений. Вскользь брошенное при этом гоголевское замечание о кажущемся отсутствии в теле Собакевича человеческой души становится во многом ключевым для понимания этого образа. И при отсутствии духовной, нравственной сути Гоголь находит ему второе важное символическое определение: Собакевич – кулак – хапающий, мощный, ничего не признающий, кроме прибыли и обогащения. Даже знание всех своих крестьян, подробным рассказом о которых он изумляет Чичикова, - это ни в коем случае не положительное качество. Это расчетливость давящего хозяйского контроля, под которым из крепостных выжимается максимально возможный доход; а отсутствие жестокости к ним – это всего лишь ход алчного до денег помещика, который, в отличие от других, тянет с крестьян и барщину, и оброк.
Такую же расчетливость, жадность до крохоборства, хищническую неуступчивость и напористость проявляет он в сцене торга с мошенником Чичиковым (при всем своем опыте последний явно озадачен ситуацией).
Сатирическую характеристику Собакевича Гоголь довершает, вкладывая свои размышления во внутренний монолог Чичикова.
Образ Собакевича не частная принадлежность к данным обстоятельствам и месту, это обобщенный тип человеческой деградации, который можно встретить не только в обществе помещиков, но и в совершенно другой (даже более интеллектуальной) российской среде – и худо придется тем людям, которые окажутся под его началом, в его кулаке.
Все(5) |
---|
Анализ, характеристика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" | Как грамотно торговаться Собакевич и Чичиков | Обед у Собакевича | Переговоры Чичиков VS Собакевич | Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» | Русская литература 9 класс #36 | Инфоурок |
Комментарии на отзыв: