«Бежин луг» - удивительнейшей произведение нашей национальной литературы.
Ведь до Тургенева никто не обращался к теме жизни простого русского крестьянина с таким творческим и просто человеческим интересом, нескрываемой симпатией и безоговорочным сочувствием. Тем более никто не рассказывал о простых крестьянских ребятишках, совершенно разных (незатейливых, пытливых, умных, активных, наивных, трусоватых), но достойных лучшей, более милостивой судьбы.
Лишь потом, вслед за Иваном Сергеевичем свое мощное слово в защиту крестьянских детей скажет Н. А. Некрасов.
На маленьких героев "Бежина луга" мы смотрим глазами писателя – не только стороннего опытного наблюдателя, случайно попавшего в компанию детей, пасущих табун в ночном поле. Рассказчик - очень тонкий поэт, способный распознать прекрасное в обыденном, подмечать и передавать малейшие полутона, анализировать внешнее и проникать в суть природы и человека.
В обычных для бдений под луной разговорах о привидениях, русалочках, покойниках и другой нечисти постепенно раскрываются характеры действующих персонажей.
Иван Сергеевич начинает повествование о детях с самого старшего паренька, Феди.
И в прямом портретном описании, и в акценте на мелких деталях, и через речевую характеристику Феди Тургенев показывает, что мальчик родом из зажиточных крестьян (мы замечаем собственные, а не после отца или выросших братьев сапоги, уверенно распахнутый армяк, гребешок на голубеньком поясе).
Возраст и достаток накладывают отпечаток на поведение парня: чувствуются покровительственные нотки и солидность в немногословных фразах. Так каждой своей реплике Федя старается придать дополнительную многозначительность. Мальчик задает тон и тему разговора, ведет себя как хозяин (интересуется, готовы ли "картошки", возобновляет беседу, спрашивает и даже перебивает приятелей). Однако, как и товарищи, находится под впечатлением от их мрачных и немного наивных историй – и мы понимаем, что он всего лишь ребенок.
Второй мальчуган – Павлуша – личность активная и деятельная.
К нему автор относится с явной симпатией и не скрывает, что Павлуня – его любимый герой.
Неказистый, некрасивый на вид, он покоряет своим умом, не по-детски взрослым взглядом на реальность, смелостью и трудолюбием.
Именно Павлушу мы чаще других видим в движении: он следит за варящейся картошкой, бегает за водой, подбадривает испуганных друзей, скачет на лошади, проворно, без хворостинки бросается в темноту за собаками, когда в табуне что-то происходит, а рано утром не спит, пристальным взглядом провожая ночного гостя.
В такие моменты каждый из нас вслед за Тургеневым любуется мальчиком.
Павел больше всех знает: его пытливый ум старается познать и объяснить природу явлений и вещей. Для других крестьянских детей мир, скорее всего, так и останется ограниченным и скудным, а перед Павликом уже в двенадцатилетнем возрасте жизнь играет своими бесконечными гранями, она интересна и многообразна.
Он рассказывает ребятишкам о далеких странах и таинственных ночных звуках, успокаивает друзей после очередных рассказов-страшилок. Так, он вспоминает историю о существе с огромной головой, сначала создавая и нагнетая интригу, а потом разрушая страх банальным и смешным финалом о Вавиле, надевшем на голову новый, только что купленный жбан. Друзья ценят Павлушу за активность, храбрость и знания. С ним надежно: он всегда поможет, сделает, защитит, разъяснит - поведёт за собой. Таких людей называют настоящими, поэтому только его Тургенев иногда по-взрослому называет Павлом – как солидного, авторитетного человека.
Даже животные любят парнишку, радуются его ласкам и преданно, «с признательностью» смотрят в лицо, почувствовав руку на своей шерстке.
В кульминационном эпизоде Павлуша приходит с речки и рассказывает, что слышал зов утопленника Васи (он, как и все дети, верит в потустороннее). А у нас сжимается сердце от не по-детски взрослых слов Павла в ответ на страшное предостережение: «... Пущай! Своей судьбы не минуешь». А потом мы вместе с Тургеневым горько грустим, узнав о трагической гибели этого славного паренька.
Как и Павлу, Ильюше лет двенадцать, но он совершенно непохож на одногодка: во внешности, движениях и разговоре постоянно чувствуется напряжение, ограниченность и даже страх. Возможно, поэтому он постоянно надвигает на уши свою войлочную шапочку. Она как защита от непонятного мира, наполненного непостижимыми явлениями и событиями.
Лешие, водяные, русалки, русские народные приметы – то, чем интересуется мальчик, пытаясь разнообразить сложную, полную забот и лишений жизнь. Ведь он, как и брат, – «фабричный», уже работает "лисовщиком". Тургенев прямо не говорит о тяжелой жизни таких детей, но возможно, в семье много малышей, а старшие должны заботиться о них, в столь юном возрасте зарабатывая деньги. Вот почему ключевыми, очень важными в описании ребенка являются сочетания «болезненная заботливость», «напряженно щурясь». Но рассказы Ильюши интересны, чувствуется, что он искренне верит в свой наполненный традиционными суевериями мирок.
Еще один рассказчик – Костя, он, как и другие герои, очень интересен автору. Мы так и представляет большие черные, широко открытые глаза парнишки.
Костя мал, тщедушен, плохо одет и беден.
Поход в ночное для него важен по нескольким причинам. Во-первых, это увлекательное приключение, где можно узнать о многом и многое рассказать. Во-вторых, это дружеский круг, где обязательно накормят вкусной картошкой!
Тургенев ласково называет Костю трусишкой: он близко воспринимает все разговоры о потустороннем таинственном мире и явно пугается их.
В рассказах мальчика мы улавливаем мотивы нашего национального фольклора. Сюжет Костиной легенды о русалке напоминает сказ Бажова о Хозяйке Медной горы (плотник встречается с нечистой силой, спасается, но с тех пор грусть не покидает его). А история об утопленнике Васе и его маме своим внутренним трагизмом похожа на грустную песню-плач. Просторечия, слова-повторы, многократное обращение («братцы мои») делают речь мальчика очень близкой устной народной традиции. Этим образ Кости привлекает и даже способен покорить читателя.
Самый маленький из детей – семилетний Ваня.
О нем автор почти не рассказывает, но в немногочисленных упоминаниях о малыше читатель чувствует теплые, нежные нотки. Мы так и видим русую кудрявую головку мальчонки, слышим его чистый детский голосок, обращающий внимание приятелей на «божьи звездочки», которые, как будто маленький поэт, он сравнивает с роем пчелок.
Ванечка мечтателен и добр. Так, мы понимаем: мальчик тоже хочет Фединых гостинцев, но заранее отказывается от них в пользу любимой сестрицы.
И. С. Тургенев в рассказе «Бежин луг» с большой симпатией и сочувствием изобразил характеры крестьянских детей. Портретная и речевая характеристики, внимание к художественным деталям помогают внимательному читателю познакомиться с этими удивительными, разными и по-своему привлекательными мальчишками.
В них влюбляешься, вместе с ними напряженно всматриваясь в мрак темной ночи и с интересом слушая жуткие байки, - и каждый читатель верит в реальное существование этих героев и проникается их нелегкой, подчас трагической судьбой.
Все(5) |
---|
Главные герои бежин луг | Бежин луг И. С. Тургенев | Бежин луг краткое содержание | Лекция II. Творчество Тургенева в контексте эпохи | АудиоКнига - Иван Сергеевич Тургенев - Первая любовь |
Комментарии на отзыв: