Цена: 0 руб. | |
Средняя оценка: 5 из 5
|
|
Рекомендуют: 100% | |
Бренд: Народная сказка |
Сивка-бурка - русская народная сказка, известная многим детям с детства. Я сама помню, как сначала слушала в бабушкином прочтении оригинальную версию. Очень любили с сестрой слушать пластинку с постановочным голосом рассказчика, озвучанием и ролевым исполнением.
Живо представляла картинку с красивой златогривой лошадью, которая помогает Иванушке-дурачку приобрезиться и стать не кем-нибудь, а царевичем.
Поскольку сказка русская народная, доподлинно автор произведения не известен. Известно лишь то, что впервые она была записана на бумагу в 18-ом веке. Известной широкой общественности сказка стала благодаря русскому собирателю фольклора - Афанасьеву Александру Николаевичу.
Любитель старины, историк, литературовед. После окончания университета, Афанасьев служил в Главном Московском архиве МИДа и тогда же занимался покупкой рукописей и старинных книг, благодаря чему собрал целую библиотеку, впоследствии, оформив на имеющемся материале массу статей, трудов и сборников.
В 1862 году в квартире фольклориста был произведен обыск, из-за которого Афанасьеву пришлось покинуть службу. После этого он начинает собирать сказки и оформлять их в сборник. Благодаря глубоким исследованиям и трудам любителя старины Афанасьева, мы имеем возможность читать такую сказку, как "Сивка-бурка". Кстати, очень многие авторство приписывают именно Александру Николаевичу.
Если бы не болезнь, которая подкосила Афанасьева, возможно, мы бы узнали гораздо больше о русском фольклоре, прочли массу интересных сказок и фундаментальных трудов автора. К сожалению, в 1871 году Афанасьев умер от туберкулеза.
Сюжет начинается, как и большинство сюжетов подобных этому - "было у отца три сына". Вообще, известно более двадцати вариантов сказки "Сивка-бурка". Смысл один и тот же, разве что оформление фольклорное разное.
Как обычно у отца было три сына. Первые два умные и неплохие ребята, а младший - дурачок по имени Иванушка. Отец умирал и просил своей сыновей проведыват его могилу. После смерти старшие дети позабыли о наказе родителя, а младший помнил. За это отец раскрыл ему тайну о волшебном коне, которого можно было вызвать специальным приговором, выйдя в поле.
Волшебного коня звали "Сивка-бурко". Влезая в одно ухо и вылезая в другое, Иван превращался в красивого, доброго молодца. А в это время цар надумал женить свою дочь. Главное условие для потенциальных женихов - допрыгнуть до окна царевны, которое находится в высоком терему.
Как бы не старались другие молодцы, у них ничего не получалось. Только Иван смог на волшебном коне допрыгнуть до своей будущей жены. Царевна допрыгнувшему до окна Ивану своим перстнем на лбу оставила отметину. А Иван не стал дожидаться своей невесты, а ускакал домой.
На следующий день царевна стала отыскивать своего суженого по печати на лбу. Отыскав Ивана, она узнала в нем своего жениха и они сыграли свадьбу. Простой сын крестьянина становится царевичем.
Произведение относится к волшебным сказкам. Сюжет известен не только в нашей стране, но и в Европе. Существуют варианты так же, которые читают в Америке, арабских странах, Турции и даже индийском фольклоре.
Очень многие писатели любили перерабатывать русский фольклор, адаптировав его к обычному читателю. Сия чаша не миновала и Сивку-бурку. Наиболее известные переработки от авторов Толстого А. Н., Булатова М. А., Латышева В. В.
А ведь сказка не простая. Если влезть в дебри замысла, можно отыскать много объяснений странным обстоятельствам, которые оговариваются в произведении.
Например, почему сыновьям нужно было ходит на кладбище. А потому, что в то время было положено после похорон еще отчитыват покойника родными трое суток, носить ему хлеб, чтобы он досыта наелся и не вернулся на землю приведением.
Старшие сыновья по замыслу были лучше и умнее Ивана, который был просто дурачком. Работы ему серьезной не поручалось. В основном ходил в лес по ягоды и грибы, да валялся на печке.
Взрослые сыновья поленились исполнять наказ или побоялись. Все три дня на кладбище они отправляли младшего брата. Тот исправно ходил и носил отцу хлеб, который восставал из могилы и расспрашивал его о делах, которые творятся вокруг.
На третью ночь отец понял, что сын-то оказался вовсе не дурак, а исполнительный отрок и он ему передал тайну о коне.
Почему именно конь? Тогда это животное считалось проводником между царством живых и мертвых. Сивка-бурка являлся из царства мертвых.
Кстати, полное имя коня - Сивка-бурка вещий каурка. Конь колучался трехцветным. Сивка - сивый, то есть белый. Бурка - бурый, то есть коричневый. Каурка - каурый или рыжий. Вещий - от слова волшебный.
Вообще, по замыслу отца к нему на кладбище должны были явиться все три сына и каждому он бы подарил по лошади - белая, коричневая, рыжая. Но в итоге достался конь только младшему Ивану и он в себе совместил все три масти.
Собственно, из-за трех мастей и удалось Ивану допрыгнуть до самого высокого венца царевниного окна только с третьего раза.
Почему царь ставит перед потенциальными женихами невыполнимую задачу? Все очень просто. С годами он стареет, дряхлеет. Ему не нужен просто муж для своей дочери. Ему нужен "волшебник", обладающий даром магии, чтобы царю обеспечить достойную замену на троне.
Да и дочь-царевна - не простая смертная, а все-таки отпрыск царя и за абы кого он ее не отдаст. А золота, серебра, самоцветов и прочего богатства у самодержца и без того хватает. Вот потому он и ставит задачу добрым молодцам доскочить до высокого окна терема и поцеловать царевну в губы.
Существут и другое объяснение царскому испытанию. Исторически, молодые люди, переходя во взрослую жизнь, должны были доказать свою состоятельность не только, как повзрослевшие личности, но и как сильные и выносливые мужчины. Ведь во многих племенах и по сей день "слабаки" живут за пределами общины.
Как в мире животных - сильнейший становится мужем лучшей, он же дает крепкое и сильное потомство. А старшие сыновья, не смотря на их внешний ум и красоту, оказались слабаками и трусами, не явившись на могилу к отцу и не сумев допрыгнуть до окна царевны. А вот Иванушка-дурачок, что называется, всех "сделал".
В обработанном варианте концовка сказки не такая, как в оригинале. Царевная должна была найти своего суженого по печати на лбу, которую она остсавила на допрыгнувшем до его окна Иване.
Так и случилось - через время взялись за поиски Ивана. Простодушный дурачок сидел на печи и не думал себя рассекречивать. Когда его таки заметили, удивились его внешнему виду. Но делать нечего - с отметиной, значит жених.
Чтобы обратиться добрым молодцем, Иван просит разрешения у царя выйти на двор. Там он подзывает себе волшебного коня и, влезая в одно ухо и вылезая из другого, обращается писаным красавцем, которого не стыдно взять в мужья.
В оригинале же из сборника Афанасьева невеста ищет своего жениха, поднося им пиво. Созывается несколько балов. Толко на последнем она смогла отыскать своего суженого, который прятался на печи и производил впечатление придурковатого и неряшливого человека.
Поднося пиво, царевна смотрела, как ведут себя мужчины. Суженым должен был быть тот, кто подотрется ширинкой. Никто ширинкой не подтерся. Лишь на последнем балу разглядели "запечного" Ивана. Царевна поднесла ему бокал из которого дурачок испил и подтерся ширинкой.
Все(1) |
---|
Сивка бурка |
Комментарии на отзыв: