Впервые рассказ был опубликован в 1851 году в журнале Современник.
Он входит в цикл "Записки охотника". Это очерк, относящийся к реализму, но он также щедро сдобрен элементами романтизма. Пронизан картинами природы, а также красивыми национальными присказками и устным творчеством, которые являются важной частью из личного опыта персонажей.
В жаркий летний денек одинокий мужик добывал тетеревов в Чернском уезде. Неподалеку от Тулы. Охота удалась, птицы было настреляно полно, и одухотворенный своим успехом он шагал к себе в жилище. В сумерках, ему едва удавалось ориентироваться в пространстве, и он заблудился в лощине, которая была полностью распахана. Не зная дороги, он решился применять все свои знания и просто двигался по звездам. Так он вышел к большой равнине, которую здесь называли Бежин луг. Там же он заприметил два огня, и расположившихся перед ними крестьян.
Обрадовавшись людям пошел ближе. Там оказались пареньки из деревенских семей, которые занимались выпасом скота, и отдыхали вместе со своими псами. Мужчина прилег у костра отдохнуть, и взялся наслаждаться воздухом, небом и болтовней ребяток об их приключениях. Детей было пятеро. Все примерно ровесники. Федя был стройным, с тонкими чертами внешности. Илья казался подслеповатым, горбоносым и весь его вид выражал заботливость. Павлик - приземистый, нескладный, с сероватой кожей, черными волосами. Костя - самый глубокий из всех. очень пронзительный взгляд, который указывал на внутреннюю эмоциональную работу. Щуплый, меньший Ваня просто спал под треснутой рогожей.
Взрослый притворился что задремал, тогда крохи осмелели и принялись травить байки и пугать самих себя. Начальная из них была от Илюши, который передавал о том, как он когда-то своими ушами услыхал домового на фабричной территории. Там постоянно кто-то стучал и гремел. А потом шевелились предметы, и когда все очень напугались начался прерывистый, хриплый кашель.
Костик припомнил о Гавриле, плотнике. Этот человек как-то раз узрел сказочную русалку, которая сидела на ветке и манила его к себе. Он осенил тело крестом, а дева с хвостом продолжала звать его к себе. Но испугавшись крестного знамения она заплакала и предрекла, что век теперь ему плакать. После чего она пропала, а Гаврюша стал не веселым навечно.
Тут, прямо к случаю где-то вдали раздался словно стонущий звук. Илья перекрестился, отгоняя зло.
Как только страх немного поутих, говоривший начал рассказывать о месте на старой плотине, где похоронен утопленник. Как-то псарь Ермила шел на почту по приказанию. Брел долго, и обратный путь был в темени. Так он увидел в воде утонувшего барашка. Сожалея о животном, он смотрел ему в глаза и повторял "Бяша". На что баран оскалил зубы и произнес его слова.
Тут собаки вскочили с лежки и будто-бы погнались за кем-то невидимым. Паша пустился за ними, думая, что они чуют волков, но никого не было.
Следующие побасенки были о том, как мертвец, на которого давила могила искал разрывную траву, и местные жители регулярно встречали его и очень боялись. Суеверный Илюша сказал, что можно сесть на церковную паперть и вглядываться в прохожих. Так можно узнать кто умрет скоро. Так бабка Ульяна увидала саму себя идущей, и вскоре действительно померла.
Обмолвились и о занимательном явлении "предвиденьи небесном" или затемнении солнца. Илюха верящий в Бога, но в то же время знающий много сельских сказаний, говаривал о Тришке лукавом, которого нельзя поймать и в тюрьму посадить. Он появляется обязательно в ночь затмения. Дальше вспомнили и о лешем, и о водяном. Паша набирал воды и испугано рассказал о том, что его словно Васиным голосом позвали.
Темнота становилась глубже, сон сморил компанию. А на утро рассказчик проснулся до рассвета. Он отправился в путь первым, на прощание махнув Павлуше. И в конце с сожалением добавил, что в тот же год, мальчик погиб, но не утонул, как можно было бы предположить, а разбился насмерть упав с лошади.
Иван Тургенев объединил все, что близко простому народу. Это и любовь к родине, с ее красотой. Непревзойденное описание красивейших уголков земли, рек, низин. Многогранность авторского слога, не может оставить равнодушным никого, но только если широко открыть свое сердце и прочувствовать. Также особенный интерес представляют сказы крестьянских отпрысков. В них собраны все особенности мышления, поверья, суеверия, а также та странная взаимосвязь, которая возникает между религиозностью и верой в магию и сверхъестественное.
Каждый из мальчуганов вобрал в себя то, что слышал от своего окружения. И Илюша яркий пример того, как можно верить в Господа и одновременно быть настоящим собранием разного рода народных страшилок. Еще со времен древних славян в нашей памяти остались легенды о русалках, леших, оборотней и оживших покойниках. Собравшиеся не смотря на свой малый возраст имеет настоящую жизненную историю, большие и не богатые семьи не способствуют счастливой и сытой жизни, поэтому пришлось уже начать работать и получать свои собственные деньги для того, чтобы помочь родственникам
Мужички не смотря на трудности, через которые им приходится проходить не повзрослели слишком рано. Их воображение очень яркое, они верят во все о чем говорят, и способны к живому восприятию. Сами себя запугивая страшилками они начинают бояться любого шороха, но не прекращают это щекочущее нервы занятие. Рассказчику интересно слушать ребят, он умиляется их комментариям , и естественно вспоминает себя в детском возрасте, когда сущность еще чиста, а фантазия способна перенести куда угодно в любой момент.
Мистическая линия прослеживается на протяжении всего повествования. И концовка на удивление далеко не радостна. Павлуша, который слышал, как его зовет голос из воды погибает при трагических обстоятельствах. Возможно слушая все эти страшилки он накликал на себя беду, или же, те кто должны скоро умереть и правда заранее признают тайные знаки.
Павлуша - сын нуждающегося семейства. Ему 14 лет, он носит залатанную одежду и пользуется авторитетом у мальчишек. Внешне он неказистый, но в душе сильный, ему можно доверять. По итогу, умирает после падения с коня.
Ильюша - подросток 12 лет. Он опрятный, чистенький, так как уже трудится на бумажной фабрике и понимает цену денег с детства. и знает много чудесных басенок.
Федор - единственный из всех, кто живет в достатке. По нему видно, что родители хорошо его обеспечивают. Он ощущает свое превосходство над остальными. Тем не менее не выдает себя и не кичится. Он беспокоится о сестренке Ванюши и обещает приехать в гости с гостинцами.
Костик - десятилетний отрок, который очень плохо одет, он худой и слабый, печальный и задумчивый. Он добрый, спокойный и очень отзывчивый. Ему нравится ходить в ночевку, просто чтобы побыть с друзьями, поговорить и послушать.
Ванечка - младшенький. Он нежный и расслабленный, в силу детства, больше спит и почти не участвует в беседе.
Повествователь - по сути это сам автор, фальконер, оказавшийся в обществе и впоследствии записавший все, что услышал. Он очень точно смог передать характеры и понять то, что творится в их головах.
Все(2) |
---|
Отзыв бежин луг | Торговля сыром и молочными продуктами в Москве. Фестиваль Золотая осень: Сырные дни. У Манежной пл. |
Комментарии на отзыв: