Картина "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" была написана известным русским художником - передвижником Василием Григорьевичем Репиным в 1862 году. В настоящее время полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
На картине представлена сцена чаепития.
Композиция включает в себя четыре фигуры на первом плане и одну можно заметить лишь при внимательном рассмотрении на заднем. Всю композицию картины можно представить, как круг, фигуры персонажей в центре окружёны ветвями деревьев в саду, где происходит все действие.
На первом плане картины мы видим стол с самоваром, за которым, развалившись, восседает священнослужитель, подносящий ко рту блюдечко с чаем и дующего на него, чтобы остудить, как это принято было в домах мещан того времени, а другой рукой держащего ложечку. Он полностью поглощен своей трапезой и совершенно не считает нужным замечать что-то, не касающееся этого процесса.
С противоположной стороны к столу подошли двое оборванных нищих - солдат -инвалид без ноги и мальчик.
Оборванцы протягивают руки к столу, обращаясь к священнослужителю, как к спасителю от голода, что весьма символично, но тот делает вид, что не замечает их присутствия.
Служанка, подающая на стол кушанья, с кувшином (вероятно, молока) в руках, в ужасе, что важный гость или её хозяева прогневаются, отталкивает солдата.
Вся композиция выдержана в серо-коричневой гамме, почти монохромной. Только ярко-красный платок служанки как будто отмечает центр всей композиции. Это подчёркивает безрадостное ощущение, которое вызывает эта картина, как и многие другие полотна Перова, такие как, например, "Тройка" или "Проводы покойника", но здесь, в отличие от них, ярко выражено сатирическое начало.
Контраст между жирным лоснящимся лицом священника и изможденным обликом солдата-инвалида и мальчика очевиден. Также очевидно равнодушие духовного лица к страждущих странникам, явно не имеющим возможности заработать себе на пропитание.
Художник намеренно акцентирует внимание на лохмотьях солдата-инвалида и мальчика, на их босых ногах, помещены на полотне рядом с новым блестящим ботинком, выглядывающим из-под рясы священнослужителя. Перед ним на земле лежит сумка, из которой выглядывают приношения, но она не для того, чтобы делиться с бедными.
Интересно проследить, что руки персонажей картины обращены к центру стола, где гордо красуется толстый и важный самовар, перекликающийся своей значимостью с фигурой священнослужителя.
На заднем плане картины , за столом, стоит едва заметная фигура монаха-послушника, держащего чашку чая. Тот, видимо, не может себе позволить сидеть за столом рядом со своим начальником.
Многие картины художников-передвижников были тесно связаны с различными проблемами жизни простого народа, но картины Перова, наверное, сильнее всех отражали тяжесть и беспросветность крестьянской жизни, а картина "Чаепитие в Мытищах", кроме того, отличается неприкрытой, необычайной силы сатирой. Это привело к конфликту художника и церкви.
Все(5) |
---|
Чаепитие в Мытищах, Перов - обзоры картин | Застолье. Чаепитие | Открытие фестиваля «Чаепитие в Мытищах» | Купчиха за чаем, Кустодиев - обзор картины | Василий Перов. "Тайна обаяния, которое имел он..." |
Комментарии на отзыв: