Новая работа Стивена Спилберга — это профессионально поставленный триллер и серьезная встряска всему жанру политических фильмов о шпионах времен Холодной войны. «Шпионский мост» не только повествует о крайне любопытном и напряженном моменте в отношениях между русскими и американцами, он еще в значительной степени развлекает и увлекает, ни на минуту не скатываясь в унылую лекцию по истории. А изумительные актерские работы от Тома Хэнкса и Марка Райлэнса превращают кино в выверенный интеллектуальный и остроумный триллер, от которого невозможно оторваться.
На дворе 1957 год, в Бруклине агенты ЦРУ схватили русского шпиона Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс). Но как бы общественность не желала ему смерти, он — всё же человек, и у него есть права. Государство вынуждено предоставить адвоката заключенному, и их жребий пал на опытного юриста Джеймса Донована (Том Хэнкс). Тот, человек женатый, имеющий двух дочек, прекрасно понимает всю ответственность и последствия, которые могут появиться, возьмись он публично защищать человека, которому вся страна желает смертной казни. Но для Джеймса «закон» и «справедливость» — не просто слова, а основа юридической силы Штатов, понятия, на верность которым он присягнул еще в самом начале своей карьеры юриста. Другими словами, отказаться — значит пойти против собственной морали. Параллельно с этим, над Советами сбит американский лётчик-шпион Фрэнсис Гэри Пауэрс, который моментально оказывается в плену у русских. Руководить переговорами с Советами и процессом обмена шпионами отправляют Донована прямиков в Восточную Германию, где местные власти арестовали Фредерика Прайера, американского студента. Перед Донованом встает сложнейшая задача — вернуть обоих американцев домой, случайно не начав Третью мировую.
Спилберг своим фильмом перекидывает «мост» прямиком из 1957 года в 2015, когда отношения между двумя державами снова обострились. И постройка этого «моста» оказалась как нельзя удачной, ведь кино в первую очередь показывает разумность политики обоих стран и способность достижения консенсуса. У режиссера получилось запечатлеть прекрасно детализированный срез Холодной войны, поставив во главу угла интеллектуальность и элегантность подачи истории. Сценарий, над которым очень тщательно поработали Джоэл и Итан Коэны, выглядит почти идеальным. В нем не только полно фирменного коэновского юмора, но и сам стиль повествования увлекает, точечно разбавленный драматическими событиями. Причем драматизация у Коэнов получилась образцовой: в фильме нет каких-либо резких или накрученных моментов, вроде неожиданных убийств, взрывов, избиений или другого видимого урона человеку. Здесь вся драма в ситуациях, в накале страстей, общественной несправедливости, предубеждениях, аллюзиях (вспомните сцену в конце, где детишки перелезают через забор) или в жестах (приветствие вернувшегося шпиона). Коэны всегда выделялись своим остроумием и интеллектуальностью, поэтому здесь нет сцен в стиле «бах — человеку больно/плохо — плачь! », тут всё на уровне взглядов, поведений, атмосферы и недосказанности. Парой бывают моменты, когда на экране ничего не происходит или же действие сведено к минимуму (открытие подарка Абеля или безмолвное прощание на мосту), но внутри у зрителя разгораются сразу несколько миниатюрных трагедий. Только Коэны могут так написать, и только Спилбергу подвластно такое снять.
Безусловно, Том Хэнкс — якорь фильма, но шарм и грацию картине придает Марк Райлэнс. Его Абель — человек предельно уравновешенный и разумный, он ловко жонглирует сухими, но многозначными обрывками фраз с филигранно-правильной дозой иронии. Он с пониманием относится к своему затруднительному положению и верит Доновану. Весомая заявка на Оскар за второй план. Хэнкс отыграл чуть ли не лучшую свою роль за последние несколько лет, лично для меня здесь он куда интереснее, чем в «Капитане Филлипсе» (также не стоит забывать о восхитительной партии второго плана Уолтера Дисней в «Спасти мистера Бэнкса»). Герой Хэнкса — остроумный адвокат с высокой моралью, предпочитающий отвечать интеллектом на любые угрозы и попытки придавить его авторитет. Его целеустремленность и вера в справедливость достойна уважения и восхищения. Приятно видеть, как реально существовавшего героя войны (хоть и Холодной), о котором мало кто догадывался, получил действительно достойное воплощение на экране. Раз речь зашла о достоверности истории, «основанной на реальных событиях», то нужно отметить следующее: мы видим строение Берлинской стены, начавшееся в августе, а встречаемся мы с ней уже зимой, когда в ГДР приезжает Донован — но факт в том, что стена фактически была построена за один день (и ночь). Огромное уважение к Спилбергу за то, что почти все сцены, где проходили события в реальности, были сняты непосредственно на исторической территории (Нью-Йорк, Германия, Польша, только Берлин 1961 года снимали во Вроцлаве, сейчас больше похожем на столицу того времени). Что касается самого моста, то это был тот же самый Глиникский мост, на котором в 1962 действительно происходил обмен между русскими и американцами. Причем это был не единственный случай обмена шпионов там, собственно, поэтому его и прозвали в народе «шпионским мостом». Были, конечно, измененные моменты для большей драматизации, например, портрет вместо пейзажа и момент с возвращением Донована домой к семье с «рыбалки». Но, на мой взгляд, на историю это никак не влияет, а наоборот кино от этого даже выигрывает.
|
Комментарии на отзыв: