Цена: 350 руб. | |
Средняя оценка: 5 из 5
|
|
Рекомендуют: 100% | |
Бренд: Издательство Ас |
Приветствую читателей моего отзыва.
«Дом на набережной», на мой взгляд, по праву считается одним из лучших произведений Трифонова. Первый раз прочитала повесть лет тридцать назад, недавно перечитала с не меньшим интересом.
Произведение о давно прошедших временах и отнести его можно, используя современную характеристику литературного направления, к ретро. Хотя давность лет ограничивается только прошлым веком, но для наших современников это уже история. Творчество Трифонова мне было интересно всегда, и данная повесть не единственное произведение, которому я отдаю предпочтение и тема которого меня по-настоящему волнует.
А главная тема «Дома на набережной» – судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственного состояния наших соотечественников.
Время действия разбросано на довольно длительное время: это и середина 30-х годов прошлого столетия, и сороковые годы (вернее, их вторая половина), и начало семидесятых годов (именно с этого периода начинается повесть: в один из жарких августовских дней 1972 года).
Мне импонирует, что Трифонов, почти ничего не говоря напрямую, тем не менее, с редкой точностью, мастерски отражает мир советского горожанина той эпохи. Автор не форсирует события, а неторопливо излагает сюжет, главный упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, не даёт никакой общественной и личной оценки своим персонажам. Рефлексирующая манера письма, использование ретроспективы и смены временных пластов позволяет читателю вникнуть в проблемы и проанализировать поступки героев и сделать выводы (я не являюсь исключением).
Его герои несут на себе печать всей сталинской эпохи и наделены не очень приятными личностными качествами: им присущи жгучая зависть, предательство, расчетливость, страх, жажда власти, стремление обладать материальными благами (впрочем, подобные качества свойственны и людям нашего времени).
Главный герой – Вадим Глебов. Большой дом на набережной, с просторными подъездами, лифтом, столовой, манил его к себе, казался чудом из чудес, когда он был ещё мальчишкой и жил рядом в маленьком домишке без удобств. В том необыкновенном доме жила советская партийная элита, были друзья, к которым можно приходить, огромные коридоры, паркет, бамбуковая мебель, прекрасные ароматы вместо выбитых ступенек, бурой штукатурки и вечного керосинового запаха постоянно занятой кухни.
В нём незаметно возникло и с каждым разом всё более усиливалось чувство ущербности, зависть, обида – почему кому-то все и сразу, без усилий, а ему – нет? И это чувство «мнимой» несправедливости будет преследовать Глебова всю жизнь. Жизненной целью стали для него: пробиться, достичь чего-то малой кровью, пользоваться благами друзей. Выживать, а не жить, пробиваться, а не работать, пользоваться, а не любить, убегать, а не решать.
Трифонов поразительно точно даёт описание посредственности, обычного человека, не героя, не личности. Он никому не вредит и не старается быть особо полезным, он откладывает на потом принятие важных решений, он не увлечен своим делом, он не чувствует любви или желания заботиться о ком-то. Перед читателем предстаёт безликая «посредственность», лишённая цельности и твёрдости. Это выгодно и удобно – отказаться от ответственности, быть аморфным, безвольным существом. И самое страшное, что иметь эту самую цельность опасно, принимать решения – смерти подобно: попадешь под каток и не соберешь костей. Проще и выгоднее – угождать всем, быть хорошим, удобным. Самое интересное в том, что он способен быть честным перед собой, не лишен он и благородства и осознает, как следует поступить. В нем есть хорошее начало, как и в каждом человеке, но он не позволяет своим лучшим качествам развиться.
В центре повествования выделяется ещё один персонаж – Левка Шулепа (друг Глебова), “золотой” мальчик, который живёт с родителями в Доме на набережной, ему все позволено, у него всё есть, но и в нем что-то ломается, и в финале мы видим спившегося и опустившегося человека.
Повесть постепенно затягивает, увлекает, интерес к событиям и персонажам во время прочтения не ослабевает до конца. А главное, она заставляет соотносить поступки персонажей со своими поступками и поступками окружающих людей, а значит, заставляет размышлять над собственной жизнью тоже.
Все(5) |
---|
Ю.Трифонов "Дом на набережной" | Трифонов "Дом на набережной" | TTV-Архив: «Дом на набережной» (фрагменты репетиции), 1995 год | Юрий Трифонов. "Дом на набережной" / "Игра в бисер" с Игорем Волгиным / Телеканал Культура | Дом на Набережной и судьба элиты |
Комментарии на отзыв: