Добрый вечер, дорогие читатели Отзыва. Про и мои. Сегодня напишу обзор на очень известный, признанный фильм "Тени забытых предков" ("Тiнi забутих предкiв" по-украински).
Сюжет, несмотря на частое сравнение героев повести и фильма с "Ромео и Джульеттой" напоминает больше "Пирама и Фисбу", но это к делу не относится.
Завязка типична для романтического произведения: семьи враждуют, Он (Иван) из одной семьи любит Ее (Маричку) из другой семьи. Казалось бы - обреченная любовь. Так и выходит в конечном итоге, но вовсе не по причине вражды семей и в этом главное отличие сюжета.
Фильм вышел в 1964 году и даже сейчас смотрится очень необычно и местами смело (о чем скажу ниже). Психоделические вставки вообще смотрелись в то время крайне смело. Достаточно вспомнить анимационных красных коней, знаменующих смерть отца главного героя. Напомню - в 1964 году. В нынешнем-то кино не всегда удачно смотрятся подобная техника.
Вообще цветовое решение фильма отлично подчеркивает происходящее на экране: счастье влюбленных подчеркивается светлыми пейзажами, радостными красками (даже дождь в сцене прощания героев не выглядит печально, это радостный весенний дождик), горечь утраты, тяжелая жизнь Ивана подается в мрачных серо-синих тонах.
Не совсем я согласна с тем, что повесть и фильм - о красивой трагической любви. Скорее о помешательстве, которое мешает нормально жить и о человеке, который предпочел веру языеской иллюзии и чем это для него кончилось. Здесь, кстати, стоит отметить интересный дуализм, который встречается во многих произведениях (потому что им пропитана человеческая жизнь, особенно в далеких от города местах): сплетение христианских и языческих мотивов. Герои вроде бы православные, но при этом люди искренне верят в русалок, духов и ворожбу. Кстати, здесь тоже стоит отметить смелый шаг режиссера - много ли вы вспомните сцен обнажения в советском кино (перестроечное не в счет)? Я тоже нет. А здесь в сцене ворожбы продемонстрировано интересное решение: в то время как нынешние творцы используют прием "удобная цензура" - то есть, когда обнаженного героя якобы случайно прикрывают окружающие предметы - в хвост и в гриву, серьезно или шутки ради, Параджанов гениально использовал в качестве удобной цензуры забор. И это смотрится ни нелепо, ни комично, а совершенно естественно. И эротики формальной нет, и показан языческий обряд, выглядящий очень достоверно.
Конечно при желании есть до чего докопаться: известно, в частности, что настоящим гуцулам не понравился режиссерский ход с ярмом на венчающихся - мол, не в ладах киношники с нашими настоящими обрядами. Но за все остальное можно простить. Точнее, принять как долю художественного вымысла.
Жутковатое послевкусие оставляет после себя и нестандартный хэппи-энд (тоже весьма спорное утверждение критиков): в рецензиях и анонсах к фильму любят писать "только в предсмертном бреду Иван вновь обретает счастье". Концовка совершенно однозначно показывает, что с навками лучше не связываться. В некоторой деконструкции романтического ореола "воссоединившихся в смерти" тоже существенное отличие от всех других подобных сюжетов. И опять же цветовой ряд это отлично показывает: только взгляните на сцену "Смерть Ивана" (легко гуглится) и все станет понятно.
Мое мнение, суммируя вышесказанное, таково: хоть мои постоянные читатели знают, что я не люблю обозревать известные книги/игры/фильмы и тем более слепо восхищаться, повторяя за большинством (как и слепо ругать с чужого голоса), даже если мнение принадлежит кому-то авторитетному (как минимум, потому что все мы люди и все можем ошибиться), но здесь я полностью соглашусь с Кустурицей, высоко оценившим данный фильм. Не стану, конечно, бросаться такими словами, что это лучший фильм из когда-либо снятых, но шедевр - совершенно однозначно.
Однако слабонервным смотреть данный фильм все же не рекомендую - я долго ходила под крайне гнетущим впечатлением от этой печальной и мистически жуткой истории. А ценители кино (если кто еще не видел) - вперед.
Все(5) |
---|
Тени забытых предков (1964) | Тени забытых предков | ТІНІ забутих предків. Михайло Коцюбинський | "Тени забытых предков". На Прикарпатье отмечают 50-летие премьеры фильма | Тени забытых предков - Михайло Нечай о Параджанове, дрымбе, гуцулах |
Комментарии на отзыв:
Фильм довольно тяжёлый в просмотре, я хорошо знаю Украинский язык, частично понимаю гуцульский говор и вот ради этих моментов - беседы газдо, кумушек, некоторых традиционных моментов я готова пропустить мимо себя неприятие разных режиссёрских задумок.
Смотрела фильм только ради того, чтобы окунуться в мир Закарпатья, хоть на немного.