"Осмеянное зло теряет силу". Главный, как сейчас сказали бы, теглайн (а по-простому - посыл) всего творчества Райкина (в не меньшей степени, чем его авторов). К сожалению, утверждение весьма спорное, но кому не хочется так думать? Тем более мы не знаем, скольким людям действительно помогло его светлое творчество просто ввиду отсутствия негативных результатов.
Спектакль построен именно как зарисовки повседневной жизни: дома (домашний уют или собрание жильцов в местном правлении), на работе и все в таком духе, в таком разрезе (если кто не узнал, это я цитирую фразу из другого фильма, в котором играл Райкин - "Мы с вами где-то встречались").
Несмотря на некоторую однотипность персонажей, они не выглядят картонными, а просто жизнь такая - индивидуальность в обществе не в почете (и, между прочим, не только в СССР, а во всем т. н. цивилизованном мире), и, как можно предположить по ряду намеков, и над этим в спектакле периодически подтрунивают.
Сцены забавны и, к сожалению, актуальны по сей день: порядочность вызывает непонимание и отторжение - и не потому, что люди негодяи, а потому что негодяев столько, что волей-неволей ждешь подлости даже от самого порядочного человека, как в сцене "Нетипичный случай или ген порядочности". Но вместе с тем присутствует и оптимизм, характерный для всех авторов Райкина и для его персонажей. И, на мой взгляд, очень не хватает этого современным деятелям искусства, которые прежде всего ставят себе задачу шокировать, а не научить чему-то. Вот что такое мастерство - "зацепить", не прибегая к скандалам, ненужному шокированию мерзостями и так далее и тому подобное. Только, в отличие от Гоголя (которого я, естественно, не могу не уважать), здесь нет констататорства, что часто наблюдается у сатириков, здесь есть и обличение пороков, и вместе с тем вера в человечество. Не в ненужном маниловском смысле, а, если хотите, даже в каком-то смысле в христианском. "Мы верим в человека", - говорит герой Аркадия Райкина. И как-то действительно ему веришь. Потому что узнаешь в персонажах живых людей со всеми их достоинствами и недостатками, но присутствует и уверенность в том, что "наш маленький ген победит". И на вопрос "а вы как думаете?" несмотря на все ужасы жизни почему-то хочется ответить утвердительно.
Отдельную изюминку спектаклю придает музыка Россини и закрытие-открытие спектакля как бы от лица итальянских масок (лайт-версия, легкий намек на это): здесь отлично дается понимание того, что "сказка - ложь, да в ней намек".
Финальный монолог был актуален уже тогда, без айфонов, виртуальной реальности, "прав человека" (которые на деле ни шута не работают) и прочего, чего сейчас так пугает: "Создается впечатление, что это не вещи для нас, а мы для вещей, и как страшный символ огромной ценности вещей и дешевизны человеческой жизни, и придумана эта "гуманная бомба", которая уничтожает все живое и оставляет нетронутыми вещи". На первый взгляд кажется, что он сильно выпадает из спектакля (до этого сатира, конечно, присутствует, но как-то более легко, все поистине гоголевские персонажи выглядят нелепо, смешно и жалко; над ними хочется посмеяться и немного посочувствовать, а здесь все проблемы современного общества обострены до предела), но это не так: это и есть главная мораль спектакля. Смешно об очевидных вещах говорить, но периодически об этом необходимо напоминать: нужно друг друга любить, не забывать друг друга, всегда помнить, что мир - это первая необходимость. Во всех смыслах и во всех масштабах. Как говорится в заключении, "эта фраза звучит на многих языках, звучит по-разному, но смысл всегда один - мир, мир дому твоему, человек".
Достоинства: Посыл спектакля, игра актеров, сцены
Недостатки: Видимы разве что для упертых кино- и театроведов
Видео обзор
Телеспектакль "Мир дому твоему" | Аркадий Райкин "Мир дому твоему" (фрагмент спектакля) | Мир дому твоему | Дуэт "ЗОЛОТО" - "МИР ДОМУ ТВОЕМУ" | Лезгинка - мир дому твоему (live) |
Комментарии на отзыв: