Увидела фильм случайно, по телевизору. Первый раз — даже не сначала. Но зацепило сразу: фортепианная музыка (сразу и не вспомнишь, где ещё закадровое фортепиано), долгие ракурсы, когда значима каждая деталь, изумительная игра Кейт Бланшетт…
Перефразируя Иоанна-Евангелиста, позволю себе сказать: «Любовь бродит, где она хочет.
Никто не знает, откуда она пришла и куда уйдет». Ну, куда она уходит в этом фильме, понятно: в небеса, на угнанном вертолете. А этому предшествует невероятно красивый план: на холме, под деревом, на фоне краснеющего заката (нам, зрителям, краснеть не приходится — всё снято весьма целомудренно), два черных силуэта влюбленных… Это ли не вечность?
Но, увы. Какая уж там вечность: за ними настоящая охота. Куда бы они ни улетели (разве что в самделешный Рай — разбившись, и то если Господь сочтёт: жизни четырех невинных людей, погибших по невольной вине героини, искуплены их любовью), приземление сулит им заключение не на один десяток лет… Их любви нет места на земле.
И, только посмотрев фильм второй раз, уже с начала, и увидев в титрах имя Кшиштофа Кисьловского, мне стало понятно, почему он мне понравился. Но я по-прежнему не могу найти для самой себя ответа на проблематику этого фильма: оправдывает ли любовь (какой бы искренней и даже героической — вопреки всему — они ни была) жизни четырех невинных людей, включая двоих детей?
Потому-то этот фильм и цепляет: ты снова и снова задаешь себе этот вопрос, и снова и снова пытаешься на него ответить. И каждый человек, наверное, будет отвечать по-разному…
Отмечу, что Том Тыквер снимает ещё и очень красивые фильмы, например, стоит вспомнить его «Парфюмера», очень красиво снятый, хотя мне в целом не понравился, ну, или не понравился частично. Но не о «Парфюмере» речь, и если не брать в расчёт убогую модель земли, отображающуюся на экранах обучающего тренажёра-вертолёта в самом начале фильма, то можно со спокойной совестью утверждать — кино очень красивое. Конечно, я ничего не имею против таких тренажёров и понимаю, насколько они полезны для обучения, но как мне кажется, первый эпизод просто визуально не вписывался в общую картину, такую чёткую, светлую, сияющую, как бы сказал сэй Кинг, наполненную Белизной, несмотря на полную безнадёжность и трагичность происходящего. Никаких тёмных тонов, которыми изобилуют, например, триллеры, здесь как будто каждый кадр кричит нам о том, как всё хорошо. Обманчивое впечатление, подумалось тогда мне, на фоне всех этих великолепных старинных улиц, новых, не менее величественных многоэтажных зданий, на фоне захватывающей духу итальянской природы со своими полями и редкими полосами деревьев. Что же хотел этим сказать немецкий режиссёр? О том, как опасно мы колеблемся на грани между тёмным и светлым миром, на самом деле представляющем одно целое? Что закрывая один глаз, мы увидим боль и страдания, смерь и разрушение, отсутствие какого-либо смысла в жизни? Последствия поступков, не только других людей, но и собственных, наших, повлёкших необратимую трагическую цепь событий? Или что прикрыв другой глаз, перед нами предстанет совсем другой мир, полный любви, сияющей красоты, мир, ради которого стоит жить, веря, что рано или поздно тебе будет дана возможность искупления? Но если один мир жесток, а второй дарит надежду, и вместе они есть суть одно, во что же верить?
Все(5) |
---|
Рай 1982 | Рай (Heaven) | #Интервью: Андрей Кончаловский о фильме «Рай» | трейлер фильма РАЙ | "Амели"(Фильм 2001 года) |
Комментарии на отзыв: