Несколько дней назад посмотрела фильм известного режиссёра Джима Джармуша "Патерсон". Для меня это первое знакомство с режиссёром и его детищем. Воспользовалась рекомендациями о достоинствах фильма, ожидания были позитивные.
На мой взгляд, фильм довольно необычный, простой и наполненный одновременно.
Сюжет без видимого действия, где за два часа показана неделя жизни обычного водителя маленького городка под названием Патерсон. Такое же имя носит и главный персонаж.
Что это? Бедность словаря или говорящая деталь, подчёркивающая единство провинциального городка с героем: и жизнь города идёт размеренно, без потрясений, и жизнь Патерсона-водителя протекает однообразно, изо дня в день по одному расписанию.
Картина погрузила меня в такое меланхолическое спокойствие, хотя первую часть фильма я с тревогой ожидала чего-то неожиданного, мне казалось, что должно произойти что-то неординарное, ломающее жизнь героев. Но нет. "В Багдаде всё спокойно", по мнению создателя картины, и в этом прелесть жизни.
А собственно, в этом и состоит жизнь, чаще всего она и есть рутина, только у каждого своя. Кто не восклицал в беседе с приятелем: "Всё как всегда, работа, дом, работа, дом". Утром встаёшь "на автомате", идешь в ванную, принимаешь душ, готовишь завтрак, будишь детей в школу, стоишь на остановке в ожидании автобуса и "трясёшься в автобусной духоте" (день начался). Вечером тот же автобус, ужин, общение с домашними и долгожданный сон. Спасением от рутины становятся либо книги, когда погружаешься в иной мир, либо кино, уносящее в виртуальное пространство.
Героя фильма в виртуальное пространство уносят его стихи, они не имеют привычной рифмы, стихотворения в прозе (или верлибр, говоря современным языком) просты и незатейливы, в них не угадывается поэтический дар персонажа (во всяком случае, мне так показалось, я люблю совсем другую поэзию). Но герой не дурак, на мой взгляд, о его самодостаточности говорит способность существовать с самим собой в гармонии. Ему не скучно наедине с собой, мне показалось, что он прекрасно смог бы обойтись и без подруги.
Эта креативная особа, каждый день экспериментирующая с интерьером дома, довольно странная, хотя многие называют её творческой: она меняет рисунок портьер, гарнитура, но остаётся верна в цветовых пристрастиях: только два оттенка (чёрный и белый), даже пирожные у неё чёрно-белые. Мне кажется, это диагноз, и достаточно серьёзный. Хотя... Говоря о художественной идее фильма, я бы назвала это ещё одной деталью: творчество в обыденности. Чёрно-белая картина мира, геометрические пропорции, наверное, подчёркивают спокойствие и тихую гармонию с самим собой.
Что ж, фильм вроде бы без движения в сюжете, без эмоций, как внутренних, так и внешних, а мысли рождает разные. А если картина наводит на размышления, значит, её стоит посмотреть.
Все(1) |
---|
Патерсон |
Комментарии на отзыв: