Благодаря фильму «Трэйнспоттинг» Дэнни Бойлу получилось удивительно легко донести до общества совсем нелёгкую тему химической зависимости. Слово «наркотики», к сожалению, очень часто слышится в нашем современном мире. Печально, что их разрушительное действие распространяется не только на самого человека, но и на его семью, близких, родных.
Эта страшная, неприятная, но чертовски актуальная тема не раз освещалась кинематографом.
При этом фильмы на такие злободневные темы при неправильном посыле, а также понимании, грозят произвести прямо противоположный эффект, превратившись в пропаганду. Здесь же создатели фильма, рискнув, преподнесли тему химической аддикции с налетом нелепого позитивного настроя и не навязчивого юмора. Несмотря на всю лёгкость подачи, данная тема не смотрелась бы правдоподобно без тесного переплетения с темой смерти.
Замыслом режиссера в фильме нет так такового осуждения зависимых людей, есть чёткая постановка права выбора: выбора жизни против смерти. Так, сюжет фильма строится на том, что главный герой — Рентон в исполнении Юэна МакГрегора пытается начать новую жизнь, переехав из родного Эдинбурга в Лондон и отказавшись от пагубной привычки. Начать жизнь с чистого листа, с единственной целью — возможностью выбирать. Выбирать свое будущее, выбирать работу, выбирать карьеру, выбирать семью, выбирать большие телевизоры, выбирать моющие машины, автомобили, CD-плейеры, электрические открывашки консервных банок и так далее по личному списку Рентона.
Но наступит ли это будущее, если уже сделан выбор в пользу наркотиков? Наступит ли оно, если окружающие люди не отпускают и «тянут» вниз? Это происходит каждый раз, когда Рентон предпринимает попытку изменить свою жизнь, поскольку Спад, Сик бой, Бэгби, Томми — его друзья, которые ничего не имеют общего между собой, кроме как страсть к наркотикам — не имеют такую цель и продолжают жить по-старому. Они не воспринимают старания Рентона всерьёз и появляются в его жизни в самый неподходящий момент. Но и это происходит до тех пор, пока смерть не разлучает их.
Каждый раз при встрече со смертью реакция друзей пугающая: надо приготовить и принять очередную дозу. Поскольку есть перманентная потребность выпасть из реальности, словить кайф, забыться. И только после, в период ломки реальность произошедших событий накрывает героев с головой. Она давит, сжимает в тиски, преследует, заставляет страдать. В фильме это искуссно передано режиссером через пары жутких сцен, спровоцированных галлюцинациями отравленного героином ума.
Можно долго задаваться вопросами, почему это кино стало культовым: возможно, что потребность общества в год выхода кино совпало с верным предложением кинематографа, возможно поколение 90-х было морально готово правильно воспринять этот фильм, возможно фильм содержит некую скрытую формулу успеха, а может это просто случайность. Как бы то ни было фильм актуален, и он стал визитной карточкой Дэнни Бойла. Можно долго думаю над секретами создания культового кино. Но одно останется неизменным: культовым фильм становится исключительно по желанию зрителей.
Все(1) |
---|
Ломка. На Игле (1995) |
Комментарии на отзыв: