Наверное кто-то может сказать, что отрицательная рецензия на фильм Анатолия Граника «Максим Перепелица» это посягание на святое, на классику. По этому поводу можно сказать, что у того, что называют какое-то время классикой, есть свойство со временем сжиматься. Из условного списка «1000 фильмов, который каждый должен посмотреть» со временем те или иные фильмы будут выпадать, и не только потому, что будут выходить новые, а ещё и потому, что время рассудит, какие из фильмов одного поколения, которые казались на уровне других, всё же не столь интересны, не столь полезны...
В последнее время год перед XX-м съездом КПСС было снято аж 2 фильма — «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» на тему того как почётная служба в советской армии «почётно» влияет на молодого парня, попавшего туда.
Первый был чёрно-белым и стал более популярным. В нём впервые был представлен на экране ныне незаменимый элемент нескольких африканских государств на гербе, ставший также излюбленным оружием во многих террористических организациях.
«Максим Перепелица» это комедия. Но не гайдаевская и не рязановская. Она не содержит тончайших намёков на многочисленные дефекты советской системы, да и она совершенно неадекватна советской реальности перед сим съездом. Она вообще не про то, «как есть». В отличии, к примеру, от фильма «Летят журавли», где эта сегодня больная тема поднималась также, только вкупе с наличием большой войны, «Максим Перепелица» вообще не стремится к реализму.
Сельские украинцы, разговаривающие на языке, который пытается походить на суржик, но совершенно нереалистично, с огромным количеством неуместных смягчений согласных перед гласными, которых как раз и не должно быть, чтобы это была естественная украинская деревенская речь, хотят наказать деревенского лодыря тем, чтобы не дать ему права служить в советской армии. Это неправдоподобно, ибо в реальности-то в подобных деревнях и сейчас, и тогда доминировала точка зрения, что «из всяких лентяев настоящих мужиков армия должна сделать». Особенно, когда воздух пах тем, чем он пах в начале 50-х годов: не только шпиономанией, но и вообще страхом начала ядерной войны. И этот воздух подпитывался дополнительно: от этого фильма, от и до переполненного советским армейским юмором, сия установка закрепилась с большей силой. Так что это не комедия о том, «как есть», это комедия о том, как по мнению авторов должно быть.
Конечно же, реальная движущая сила к исправлению лодыря и пакостника в фильме — это оставшаяся в селе возлюбленная. Не будет оставшейся в селе возлюбленной — видимо, на «исправление» шанса нет. Это вообще какая-то нездоровая тема в нашем искусстве: буквально самым тяжёлым в армии изображается скучание по любимой. Конечно, такое было, но почему это всегда должно так назойливо ставиться на передний план?
В общем, лучше бы из советских фильмах далеко не этому фильму пересматриваться поколениями. Были фильмы намного лучше. И из комедий, и из фильмов про солдат.
Комментарии на отзыв: