В картинах, подобных «Касаясь пустоты», перед авторами встает вполне закономерная дилемма: снимать в документальном или игровом жанре? В первом случае нужно добиваться максимальной аутентичности (что требует кропотливой работы), во втором возможны погрешности, но придется добавлять особую кинематографическую драматургию, чтобы зритель по-настоящему проникся историей. У тридцатишестилетнего режиссера Кевина Макдональда нашлось оптимальное решение: создать документальное кино с игровыми элементами. Таким образом он убил двух зайцев одновременно: во-первых, проинтервьюировал реальных участников событий, наличие которых однозначно не оставит зрителя равнодушным — ведь по рассказу, по интонации, по взгляду понятно, какие чувства они испытывали, будучи в той или иной ситуации; во-вторых, режиссер качественно экранизировал историю героев, опираясь на книгу одного из них.
«Качественно» — значит близко к истине, значит максимально объективно и профессионально. Видно, что на съемках присутствовали знающие консультанты: в сети можно найти не один хвалебный отзыв от разбирающихся людей о том, что снаряжение, обмундирование да и сам процесс восхождения на гору показаны достоверно. Именно так и должно быть в документальном кино. Если в игровых картинах вполне допустимы некоторые оплошности (типа использования техники, вышедшей несколькими годами позднее, чем показанные в фильме действия), то при точном воссоздании событий это недопустимо. По этим причинам с технической точки зрения «Касаясь пустоты» — кино очень высокого уровня.
Анализ сюжета в привычном понимании этого слова в данном случае невозможен. Тут нужно скорее анализировать поведение героев. После просмотра картины возникает два основных вопроса. Первый — правильно ли поступил Саймон Йэтс, отрезав канат своего друга? В фильме говорится, что впоследствии его осуждали другие альпинисты, ведь он обрек напарника на смерть. Однако сам Джо Симпсон — жертва этого поступка — горой стоит за товарища. Тут либо погибают оба, либо один. Выбор очевиден. И дело здесь не в вопросах дружбы — в критические моменты должен преобладать разум, а не эмоции. Конечно, Йэтс мог бы сползти и попытаться как можно ниже опустить Симпсона, чтобы дать ему шанс ступить на твердую поверхность, но риск был слишком велик. Вряд ли кто-либо другой на его месте поступил иначе.
Второй вопрос, над которым есть смысл поразмыслить — это название книги (а по совместительству и фильма). Касаясь пустоты — красивое и даже слегка пафосное словосочетание, но здешний пафос — не типичный Голливудский, не дешевый. Если зрителю достаточно одного бестолкового зрелища, он может посмотреть «Вертикальный предел» или «Скалолаза». Это кино иного уровня. Касание подразумевает точку соприкосновения, пустота (в данном случае означающая пропасть, бездну) — ее отсутствие. Оксюморон — что-то ненатуральное, неестественное, как и события, произошедшие с участниками того рокового восхождения. Оказываясь в нечеловеческих условиях, где жизнь зависит от воли случая, находясь на пределе высоты, в недосягаемости от всего мира, в подвешенном состоянии от неуверенности в следующей минуте, действительно, словно касаешься пустоты, ползешь по тончайшему слою льда. И, смотря этот фильм, не желаешь вот такими жутким путем чувствовать радость победы (ведь вершина все-таки покорена), вписать себя в историю или ощутить катарсис. Вся романтика альпинизма лопается, будто мыльный пузырь, когда в опасности жизнь человека. Впрочем, относится это не только к альпинизму, но и к любому другому экстремальному виду спорта. Одно становится понятно точно: участники этих событий предпочли бы оставаться обыкновенными спортсменами, — без всяких заслуг и фильмов о них, — лишь бы на их долю не выпало такое страшное испытание, после которого жизнь делится на «до» и «после».
Все(5) |
---|
Касаясь пустоты.Горы Анд | "Горы" | КАСАЯСЬ ПУСТОТЫ 2003 / Трейлер | Похищенная /A Lonely Place to Die/ Смотреть фильм HD | Касаясь пустоты.avi |
Комментарии на отзыв: