Трава, трава у дома
На околоземной орбите идет штатная операция: доктор Райан Стоун (Буллок) чинит поломавшуюся технику, болтливый Мэтт Ковальски (Клуни) «гуляет» вокруг корабля, чтобы побить рекорд русского космонавта по нахождению в открытом космосе. Но тут — бах! — обломки русского спутника прошивают насквозь шаттл. Как результат, двое выживших, кислорода осталось на считанные минуты, связи с ЦУПом нет.
Хьюстон, у нас проблемы…
Развитие научной фантастики (а «Гравитация» — это все-таки sci-fi, хоть и с оговорками) напрямую зависит от человеческого прогресса в области космонавтики, где, по большому счету, стагнация продолжается лет эдак тридцать. Режиссеры полируют имеющиеся шаблоны до блеска, играясь со спецэффектами и нашим вестибулярным аппаратом, а наконец взять и встряхнуть жанр как-то не получается. Вот, например, «Гравитация». Она прекрасно передает ощущение невесомости, тошноту перегрузок и радость от того, что ты видишь свой дом с высоты космического полета, но зрителю сложно прочувствовать настоящий страх — иными словами, эту необъяснимую парадоксальную клаустрофобию: когда вокруг тебя бесконечность, а весь мир сжался до размеров твоего скафандра.
Создавая свой выверенный до мельчайших деталей кино-аттракцион, режиссер Альфонсо Куарон забыл добавить в огромный нарисованный космос одну маленькую деталь — человечность. В свое время Куарон снял лучший фильм о Гарри Поттере, выжав максимум искренности из троицы не самых талантливых подростков — здесь же задача посложнее: заставить Сандру Буллок наконец-то изобразить на экране что-то похожее на человека. Режиссер «Дитя человеческого» не стал сильно заморачиваться и просто поместил ее в шкуру Эллен Рипли — клон получился стопроцентный: вплоть до одежды, прически и трагической судьбы. И это не случайно, ведь, по большому счету, что «Чужой», что «Гравитация» — кино о борьбе со страхом, о том, как человечество в лице хрупкой девушки сражается с чем-то неизвестным. Разве что в «Гравитации» вместо свирепого ксеноморфа — зловещая космическая тьма, предательски не вовремя заканчивающийся кислород, путающиеся стропы и обломки русских спутников, облетающие планету за 90 минут. Но если страх героини Уивер передавался зрителю моментально, то тут между эмоциями Буллок и сидящим в зале кинотеатре — нет, не стена, а еще хуже — вакуум. Все потому что Куарону куда интереснее довести девушку до слез не ради того, чтобы найти точку соприкосновения между ее переживаниями и нашей сентиментальностью, а чтобы просто показать, что слезы, пролитые в невесомости, не капают на пол, а улетают прочь, в пучину неизвестности.
Все-таки, чертовски обидно, что имея на руках проект с таким огромным художественным потенциалом, режиссер рисует довольно увлекательную, очень красивую, но дико прямолинейную историю с простейшей моралью — что космический полет, он как поездка в далекие страны: как бы не было за границей хорошо, а самый прекрасный момент во всем путешествии — это долгожданное возвращение домой.
Комментарии на отзыв: