Цена: --- руб. | |
Средняя оценка: 5 из 5
|
|
Рекомендуют: 100% | |
Когда в 1998 году на свет появился дебют Гая Ричи «Карты, деньги два ствола», многие были поражены «легкостью» нового фильма, его простоте, дворовой, «пацанской» эстетике с криминальными нотками в духе Тарантино. При этом на момент выхода фильма Ричи было всего 30 лет, что для режиссерской профессии, как правило, еще возраст становления, возраст выработки собственного почерка. Ричи уже в первом фильме избрал направление фарса, черного юмора, применил умение находить комичное в трагичном, умение рассказывать историю крутого в своей простоте английского парня (пусть даже зачастую связанного с криминалом).
Этого направления режиссер придерживается на протяжении всей карьеры (за редким исключением). И, по сути, Цыган из «Большого куша», Шерлок из «Шерлока Холмса» и король Артур из «Меча короля Артура» — это все вариации типичного протагониста режиссера — немножко со сверхспособностями, наглого, уверенного в себе, с тернистым прошлым и с невероятной харизмой.
Известный факт, что сценарист сочиняет, а режиссер снимает истории о себе. Говорят, что, когда Тони Скотт впервые увидел фильм брата Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (снятый даже не по оригинальному сценарию), он разрыдался и сказал, что все скрытые смыслы способны понять только они с братом. Практикой подтверждается, что сценарист доволен режиссерской работой крайне редко. Из этого можно сделать вывод, что, если режиссер и сценарист — одно лицо, мы, вероятнее всего, увидим кино, включающее частичку мировоззрения его создателя. Ричи почти всегда работает с собственными сценариями. Это определенно говорит о том, что тот самый ричиевский герой — и есть режиссер. Да, он гиперболизированный, романтизированный и, возможно, более харизматичный, но по своей сути, по поступкам, совершенным героем в конфликтных ситуациях, демонстрирующих его характер, мы видим часть образа того, кто придумал этого героя.
Путь к славе Ричи проделал самостоятельно. Его семья не была связана с кино. Ему действительно нужно было быть лучшим, чтобы стать одним из самых популярных режиссеров не только Англии, но и вообще современности — а кого из «чисто» английских режиссеров, помимо Ричи (да разве что Мендеса), можно моментально вспомнить? Да, после минуты размышлений в голову придут Бойл, Райт, Долдри, Фрирз — но только после минуты.
Все эти размышления выше приводят нас к тому, что герой «Джентльменов» Микки в исполнении МакКонахи — это никто иной, как сам Гай Ричи, только в фильме был проделан путь по созданию криминальной империи, а в жизни — по созданию имени в мире шоу-бизнеса. Наверняка неспроста МакКонахи и Ричи — почти ровесники. Да и вообще, взять большинство главных героев из ранних фильмов режиссера, прибавить им двадцать лет и схожие жизненные обстоятельства, и мы получим Микки.
В «Джентльменах» неоднократно упоминается, что Микки был проделан сложный и долгий путь на вершину наркоимперии. Раньше он был дерзким, безбашенным, отчаянным, но теперь, спустя годы, стал рассудительнее, благоразумнее, хитрее; захотел уйти на пенсию и больше времени проводить с семьей. Его прежние качества притупились появившейся репутацией, ответственностью и, в конце концов, возрастом. Так же и с самим Ричи — вроде и история в «Джентльменах» сильная, и сюжетные твисты действительно неожиданные, и с технической точки зрения не подкопаешься, но все равно чувствуется нехватка прежнего драйва, особого нерва криминальной романтики, величия голого энтузиазма и молодости. Если ранние фильмы никому ничего не были должны, то теперь чувствуется, как Ричи связан по рукам и ногам ожиданиями зрителей, необходимостью держать высокую планку, желанием угодить всем, контрактами со студией, ответственностью перед именитейшими актерами современности, которые у него снимаются, и еще многими другими вещами. И вот эта режиссерская осторожность и сглаженность при просмотре неизменно чувствуются, как и то, что в фильме слишком много подражания (или цитирования, если хотите) самому себе в прежние годы.
Несмотря на нейтральность рецензии, фильм я нахожу действительно стоящим внимания и одним из самых динамичных в 2019 году (другой вопрос, что год в принципе выдался не очень ярким в плане кино), но все же он вторичен к раннему творчеству режиссера и, что еще хуже, изо всех сил подражает ему. На самом деле Ричи разноплановый творец, у него неплохо получается работать с мюзиклами («Аладдин»), с приключенческими фильмами («Агенты А. Н. К. Л. ») да даже снимать невероятную в своей драйвовости рекламу («Nike: Take It to the Next Level»), поэтому хотелось бы, чтобы режиссер такого уровня не консервировался в одном жанре, а продолжал ставить эксперименты в собственном творчестве и создавать новые, непохожие на прежние, шедевры.
Комментарии на отзыв: