Героиню Грейс Маллиган (Николь Кидман), скрывающуюся от гангстеров, спасает местный житель городка Догвилль Том Эдисон (Пол Беттани), укрыв ее в шахтах. На следующий день Том уговаривает остальных жителей позволить Грейс остаться в городке на более длительный срок. По началу жителей такая идея не прельщает, но со временем их отношение к Грейс меняется.
Сталкиваясь с чем-то новым и чужим жители городка оправданно ведут себя настороженно.
Но это лишь на первый взгляд. Чем дольше Грейс остаётся в городе, тем больше они показывают своё истинное лицо. Грейс для жителей города всегда будет чужой, а, поскольку она чужая, то и прав у неё меньше, поэтому и обращаться с ней можно как со слабой и бесправной жертвой обстоятельств. Метаморфозы в поведении жителей и та жесткость и несправедливость, с которой они поступают с главной героиней, есть результат чувства безнаказанности за поступки и полное отсутствие совести. Примечательно, что в начале фильма жители относятся друг другу не так уж и дружелюбно, довольно отстраненно и деловито по-соседски, создается впечатление, что они друг друга терпят только потому, что вынуждены это делать. Однако к концу фильма они сплочаются, объединяясь одной целью, чтобы противостоять одному человеку.
Даже название фильма «Догвилль» (dog — с английского «собака») намекает зрителю, что собака, у которой в самом начале фильма голодная Грейс крадет изглоданную кость, не отвечает ей злом на зло, тем самым противопоставляясь всем жителям городка, которые ответили злом на всю доброту Грейс.
Фильм Ларса фон Триера «Догвилль» делает основательную попытку изучить и объяснить мотивы человеческой природы в рамках замкнутого социума при его столкновении с неизвестным. Не стоит и говорить, что этот маленький и с виду милый городок является миниатюрой всего нашего общества со своими принципами, психологическими установками, стереотипами и… пороками. Фильма ставит перед зрителем вопросы «Имеем ли мы право кого-то судить? Решать судьбу другого? Принимать доброту как должное?». И дает четкий ответ — «Нет, не имеем».
С технической точки зрения фильм выполнен в абсолютно минималистическом стиле с практически отсутствующими декорациями. Все локации — дома, комнаты, улицы, деревья — схематично начерчены на полу белыми линиями. При всей простоте декораций фильм не кажется простым или пустым: фильм несет в себе смысл, который донесен до зрителя посредством великолепной игры Николь Кидман, Пола Беттани, Стеллана Скарсгарда и других.
P.S. Фильм полностью опровергает фразу «кино убьет театр», поскольку здесь кино удивительным образом открывает новые грани театра и наоборот.
Комментарии на отзыв: