«Золотая лихорадка» хороша и достоинства её неоспоримы, но «Цирк» куда больше пришёлся мне по душе. Видимо, атмосфера циркового закулисья мне ближе, она всегда будоражит воображение. А ещё история, рассказанная в этом фильме, более проникновенна — должно быть, из-за отсутствия классического хэппи-энда.
С Бродягой моё знакомство уже состоялось, а труппа — трогательная девушка, добродушные клоуны, несчастный фокусник, все профессиональные тайны которого были предательски раскрыты, благородный канатоходец и даже тиран-отец — показалась симпатичной, приятно разношёрстной и добавила душевности происходящему. Не сказать, чтобы зритель в процессе просмотра много узнал о быте и взаимоотношениях циркового народа и успел привязаться к кому-либо, помимо центральных персонажей. Цирк здесь — всего лишь фон, общий план, он складывается из множества легко узнаваемых деталей, но дан поверхностно, а основное внимание вновь приковано к фигуре Бродяжки. Но если в «Золотой лихорадке» тяжёлое существование золотоискателей изображалось гротескно и комично почти всегда, в «Цирке» больше жизненной правды. Главной особенностью и чертой второстепенных персонажей я бы назвала усталость. Они предельно измотаны, их жизнерадостность длится до той черты, которая отделяет пространство арены от служебных проходов. Их шутки и действия заучены до механизма, они могут сотню раз повторять свои роли, если понадобится, и чувство юмора в них самих уже атрофировалось от заезженных реплик и действий. Этот автоматизм убивает интерес. Неудивительно, что появление Бродяги вместе с полицейским оживило зал. Реалистично и то, что герой, попав в загадочный мир цирка, не перевернул его с ног на голову, не заручился любовью всех без исключения членов труппы и не снискал головокружительную славу. Он всего лишь работал наравне со всеми (хотя какое-то время ему сопутствовал больший успех), а в итоге ему удалось сделать счастливыми двоих людей. Когда цирк уезжает, никто, кроме них, не обращается к Бродяге. Он перестаёт существовать для вечно устремлённых куда-то артистов. И это отличная метафора самой жизни, практически «так проходит слава мирская».
Комические сцены очень украшают картину. Иногда это почти самостоятельные зарисовки, иногда — остроумные вкрапления вроде художественного съезжания по столбу или мужественному разрыванию соломинок. Несмотря на почтенный возраст кино, эти сцены по-прежнему смешны, а своего рода изысканность им придаёт филигранность исполнения. И серьёзный вид Бродяги, с которым он каждый раз попадает впросак. Сцена совсем другого рода — балансирование на канате. Действительно напряжённый эпизод, которому добавили остроты злобные мартышки. Слышала, что обезьяны набросились на Чаплина неожиданно на него — может быть, и так, но сцена кажется слишком символичной и имеет, скорее всего, личный подтекст. Впрочем, его нетрудно и обобщить: возвышаясь над другими, человек оказывается особенно уязвимым, и всегда найдутся недоброжелатели, готовые воспользоваться этим. И всё же самым сильным по эмоциональному воздействию я считаю финал. Вместо фургонов и повозок остался только пустырь, целый мир, полный людей, звуков, событий, внезапно снялся с места и растворился вдали, как будто его и не было. Крошечная фигурка одинокого Бродяги и выражение его лица в эти моменты неподражаемы. Феноменальный переход от комедии к драме, умение выстроить и сыграть столь разные эмоционально моменты — поистине талант Чаплина. И ещё нельзя не отметить его музыку. Она разнообразна и потрясающе точно оттеняет действие. Редко в каком фильме можно встретить такое гармоничное взаимодействие. Словом, все романтики мира должны хотя бы раз в жизни посмотреть
Все(5) |
---|
Цирк (1936) фильм | Цирк Официальный Трейлер 1 (1928) - Чарльз Чаплин, Мерна Кеннеди | Charlie Chaplin - The Lion Cage - Full Scene (The Circus, 1928) | Цирк, трейлер 3 мин. | ЦИРК (1936) советская комедия |
Комментарии на отзыв: